Аввакум Петрович — протопоп, один из основателей русского[en] старообрядчества, писатель, идеолог раскола в Русской православной церкви, священника Русской православной церкви. Знак зодиака — Стрелец.
Его перу принадлежат такие великие сочинения, как: «Житие», «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, исповедальной прозы и вольного образного слова. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником. Протопоп — это старший священник (поп, Иерей). Устаревшее название протоиерея.
Аввакум родился 25 ноября 1620 года в селе Григорово, Княгининского уезда (а ныне Большемурашкинского района Нижегородской области). Его отец (Петр, сын Кондратьева) был сельским священником. В 1646 — 1647 годах, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу.
«Кружок ревнителей благочестия» — кружок духовных и светских лиц, группировавшихся в конце 40 — начале 50-х годов 17 века вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Фёдор Михайлович Ртищев, новоспасский архимандрит Никон (позднее — патриарх), настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Члены «Кружка…» выделялись своей образованностью. Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы. Организация ставила своей целью борьбу с недостатками и пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия на массы. Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «Кружок ревнителей благочестия» фактически стал правителем русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший престол (1652) кружок распался. Многие его члены стали активными деятелями раскола. |
В 1652 году Аввакум был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. Он резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что он в 1653 году был сослан со своей семьей город в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить Аввакума Петровича с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но протопоп не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси.
Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова и другие). В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 году его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог.
Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и другие.
Отстаивая старую веру, протопоп в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона он обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность Аввакума была столь велика, что обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону «старой веры», они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал Аввакум, были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.
Он был выдающимся писателем своего времени. «Житие» Аввакума является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя. (И. А. Булыгин)
Ещё:
Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда). Отец его, священник Петр, «прилежаше пития хмельного»; воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под ее влиянием в Аввакуме с юных лет и стало замечаться известное аскетическое настроение; ей он был обязан до некоторой степени и своею книжностью.
Земляками будущего протопопа были патриарх Никон, Иоанн Неронов, Павел, епископ коломенский, Иларион, архиепископ рязанский — все те лица, с которыми ему впоследствии и суждено было встречаться на общественном поприще.
Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году был поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него. Особенно были характерны столкновения его с какими-то «начальниками» в селе Лопатицах, где он был попом: его били, «до смерти[en] задавили», в него стреляли и, наконец, его выгнали из села в 1646 году.
После этого Аввакум бежал в Москву, где нашел покровительство у царского духовника, Стефана Вонифатьева, и у Ивана Неронова. Возвратился в Лопатицы, но в 1648 году снова был изгнан оттуда и появился в Москве. Здесь он прожил до 1652 года и, вероятно, принимал деятельное участие в преобразовательных работах кружка Вонифатьева, в установлении единогласного наречного пения и во введении устной проповеди.
Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум Петрович пробыл в этом городе всего лишь 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и ему снова пришлось спасаться в Москве. Как раз около этого времени патриархом стал Никон, который вскоре разошелся со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева.
В 1653 году вышла первая новоисправленная книга, и были изданы распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестовал Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подали челобитную царю, и тогда началась открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем его выслали в Тобольск.
Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. Поход Пашкова был сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум Петрович, кроме того, не раз испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который однажды избил его до потери сознания.
В 1662 году по ходатайству московских друзей он был возвращен из ссылки. И снова он принялся энергично проповедовать против «ереси Никоновой». В городах и селах, в церквах и на торжищах, раздавалась его страстная речь и имела огромное влияние на народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, врагами Никона, «яко ангел». Чрезвычайно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. «В походы, — рассказывал Аввакум, — мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит: благослови де меня и помолися о мне! И шапку в ину пору мурманку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом! А из кареты высунется бывало ко мне».
Но его дорога и пути его покровителей были разные: они боролись лично против Никона — Аввакум шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для него компромисс был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличал «еретическую блудню». Во всех действиях раскольнической общины он принимал в это время самое энергичное участие: он стоял в её главе, как один из самых смелых и талантливых борцов за правую, старую веру, как популярный проповедник, вполне понятный народу по своему языку, необыкновенно образному и реалистичному. До его ссылки вождем протеста был Неронов, но он ослабел, боясь быть под клятвою вселенских патриархов.
Хотя старообрядцы и любили[en] Неронова, авторитет его среди них был уже подорван. Кроме Аввакума, не было никого, кто мог бы занять место Неронова. Это время может считаться самой горячей порой деятельности протопопа. Пользуясь большой свободой, он действовал и словом, и писаниями: где можно, он вступал в споры с «никонианами», писал против них обличительные послания, подавал царю челобитные об отмене «еретических» новшеств.
Царь и бояре сильно смущались «огнепальной» ревностью Аввакума. «Не любо им стало, — замечал протопоп, — как опять я стал говорить. Любо им, как молчу, да мне так не сошлось».
Высшие духовные власти, видя сильный успех пропаганды Аввакума, решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». В августе 1664 года он был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою противониконианскую пропаганду. В 1666 году он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками, романовским попом Лазарем, диаконом Федором и иноком Епифанием, он в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в «земляную тюрьму».
Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То он обращался к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. И так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда он, за «великие на царский дом хулы», был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием.
Сочинения протопопа Аввакума, количество которых доходит до 60 штук, можно распределить, помимо его автобиографии, на три разряда:
- 1) истолковательные беседы;
- 2) челобитные и
- 3) полемические и поучительные послания к отдельным лицам или к группам почитателей.
Автобиография Аввакума весьма любопытна: она была написана как житие святого, «да незабвению предано будет дело Божие». Она должна подтвердить, что его дело есть дело Божие — а это лучше всего доказывается чудесными знамениями. Отсюда было множество сообщений о чудесах, бывших с Аввакумом, и их общий смысл — освящение свыше его мнений и деяний: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам.
При всех житийных прикрасах, к которым нужно отнести и неопределенность в обозначении лиц, места и времени, «Житие» Аввакума представляет из себя весьма значительную ценность как исторический источник, характеризуя как и самого протопопа, так и московское общество середины XVII века в его отношении к никоновым преобразованиям. Уже в «Житии» проявился его замечательный реализм, который еще ярче в его истолковательных беседах на Святое Писание. Прямо поразительно уменье Аввакума применяться к пониманию своей паствы (паства — это верующие, прихожане какой-либо церкви), и если иногда его выражения и образы грубы, то подобная грубость вполне соответствовала уровню духовного развития людей, к которым он обращался (для примера можно привести сравнение Адама и Евы из Библии после грехопадения с пьяницами).
Челобитные Аввакума подавались царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу, которых он пытается склонить на сторону поклонников старины: сперва как бы дружески уговаривал царей, а затем выступал с резким обличением.
Что касается его посланий к последователям, то, независимо от фактического материала — наставлений об устроении жизни старообрядческой общины, об отношениях с никонианами, о разных обрядовых тонкостях, они имеют особенно важное значение по выражаемому в них настроению: Аввакум не знал в деле веры никаких уступок и подобную же огнепальную ревность стремился возбудить и в своих единомышленниках. Позже были написаны иконы протопопа с его сотоварищами. Он звал их на страдания, которые рисовал поэтическими чертами:
«А в огне том здесь небольшое время терпеть, — аки оком мигнуть, так и душа выскочит. Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее, не бойся! До пещи той страх; а егда в нее вошел, тогда и забыл вся. Егда же загорится, а ты увидишь Христа и ангельские силы с Ним, емлют душу ту от телес, да и приносят ко Христу: а Он-Надежа благославляет и силу ей дает божественную, не уже к тому бывает, но яко восперенна, туды же со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, — рада, из темницы той вылетела».
Такие картины сильно действовали на воображение последователей протопопа: они смело шли на страдания, и некоторые из них явились первыми проповедниками самосожжения. (А. Бороздин, «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»)
Аввакум погиб 24 апреля (14 апреля по старому стилю) 1682 года в Пустозерске. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками он был сожжён в срубе.
В 1991 году на пустозёрском городище староверы из Риги установили памятный крест, а 27 апреля 2012 староверы-поморцы рядом с крестом освятили часовню в память Пустозёрских мучеников.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области был открыт памятник Аввакуму.
Человек феноменальной силы духа, он был ярым противником церковных реформ Никона, и потому вошел в историю как идеолог раскола в Православной церкви. Выдающийся церковный писатель и проповедник в своей гениальной книге «Житие» писал: «…огнём да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? Не знаю…»
«Вот это книга! – восхищался Иван Тургенев. — Каждому писателю надо её изучать…»
Более подробно о протопопе Аввакуме читайте[en] в литературе:
- Сочинение Аввакума: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
- История СССР[en]. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967;
- Николай Каллиникович Гудзий, История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966;
- Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917 — 1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М. — Л., 1954;
- Виктор Евгеньевич Гусев, «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М. — Л., 1958;
- Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
- Субботин, «Материалы для истории раскола за первое время его существования» (М., 1875 — 1890, 9 тт., особенно важны тт. I, V, VI и VIII);
- Мякотин, «Протопоп Аввакум» (СПб., 1893);
- Бороздин, «Протопоп Аввакум» (2-е изд., СПб., 1900; полная библиография);
- Смирнов, «Внутренние вопросы в расколе XVII века» (СПб., 1899).
- Смотрите так же значение имени Аввакум.
- Знаменитых мужчин истории по имени на букву А (и женских).
- Биографии знаменитых людей по фамилии на букву А.
- Описание отчества Петрович (и ещё).
- Значение мужских имён на букву А (и женских).
- Описание мужского имени-отчества на букву А (и женских).
- Описания мужских отчеств (и женских).
- 100 самых распространенных русских фамилий.
- 250 общерусских фамилий.
- 100 самых распространённых фамилий США[en].
- И смысл букв имени в интерпретации российского астролога Феликса Казимировича Величко.