Федор Александрович Абрамов — российский[en] и советский писатель, публицист, литературовед, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов. Знак зодиака — Рыбы.
Направление: социалистический реализм. Жанры: рассказ, очерк, повесть, роман.
Образование Абрамова. Карьера преподавателя
Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в селе Веркола, Пинежского района Архангельской области, в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. С третьего курса Ленинградского университета во время Великой Отечественной войны[en] ушел добровольцем на фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет ЛГУ в 1948 году, затем аспирантуру в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина». В 1951-1960 годы он был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность Федор Александрович начал в 1949 году как критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.
«Пряслины»
В 1958 году Ф.А. Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР[en], 1975) — полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.
Особенности Абрамовского творчества
Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Федор Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие… Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека — с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
Открывшие «второй фронт»
В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и других своих произвдениях крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьба его персонажей — Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др. — образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941 году, по словам писателя, «второй фронт».
Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к 1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырос в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.
Публицистика
В Публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 году за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева».
В 1979 году Федор Александрович опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.
По произведениям Абрамова были поставлены спектакли «Две зимы и три лета» в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (1971), «Деревянные кони» в Театре на Таганке (1974) и др.
Произведения Федора Александровича Абрамова
Тетралогия под общим названием «Братья и сёстры»:
Братья и сёстры. (1958) Роман. Часть 1;
Две зимы и три лета. (1968) Роман. Часть 2;
Пути-перепутья. (1973) Роман. Часть 3;
Дом. (1978) Роман. Часть 4.
Прочее:
О чём плачут лошади (1973);
Алька. (1972) Повесть;
Бабилей. Рассказ;
Бабилей. (1980) Сборник рассказов и повестей;
Безотцовщина. (1961) повесть;
Бревенчатые мавзолеи. (1981) Миниатюрный рассказ;
Валенки. Рассказ;
Вокруг да около. (1963) Очерк;
Деревянные кони. (1970) Рассказ;
Жила-была семужка. (1962) Рассказ;
Золотые руки. Рассказ;
Из колена Аввакумова. Рассказ;
Когда делаешь по совести. Рассказ;
Мамониха. (1973) Повесть;
М. А. Шолохов: Семинарий. (1958) Книга (соавтор Виктор Васильевич Гура);
Медвежья охота. (1963-64) Рассказ;
Надежда. Рассказ;
Новогодняя ёлка. Рассказ;
От этих весей Русь пошла… Очерк (соавтор А. Чистяков);
Отомстил. Рассказ;
Пашня живая и мёртвая. Очерк (соавт. А. Чистяков);
Пелагея. (1969) Повесть;
Поездка в прошлое. (написана в 1974 году, опубликована в 1986);
Поля Открой Глаза[en]. Рассказ;
Последний старик деревни. Рассказ;
Самая счастливая. Рассказ;
Сказание о великом коммунаре. Рассказ;
Слон голубоглазый. Рассказ;
Трава-мурава;
Чистая книга. Книга (осталась незаконченной);
Люди колхозной деревни в послевоенной прозе. (1954) Статья;
Сюжет и жизнь («Литературная газета», 13 января 1971 года) Статья;
Чем живём-кормимся?.. (1979) Открытое письмо землякам.
Федор Александрович Абрамов скончался 14 мая 1983 года в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург. (Евгений Александрович Шкловский)
Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега.
Подробнее про Федора Абрамова читайте[en] в литературе:
- Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [перевод с немецкого]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8;
- Мартынов Г. Г. Летопись жизни и творчества Федора Абрамова: 1920—1983. Кн. I: 1920—1958. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. — 608 с., ил.; ISBN 978-5-98846-124-1.