Психотерапия
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение). В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет Психотерапия как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. Подчеркивая многоплановость Психотерапия, Ледер (Leder S., 1993) указывает на возможные представления о психотерапии:
1) как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности;
2) как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения;
3) как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля;
4) как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.
Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье — с социологическими, четвертое — с философией.
Впервые термин Психотерапия введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия». Общеупотребительным термин Психотерапия становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. Психотерапия, рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.
Результатом такого понимания Психотерапия в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н. Н., 1982): «Психотерапия — это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения». В англоязычной литературе термин Психотерапия также имеет медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для Психотерапия с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин «психоанализ».
Однако термин Психотерапия не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную — философскую и психологическую — модель Психотерапия, которая основана на первичном значении этого слова — «исцеление душой». Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания Психотерапия является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.
Об этом свидетельствует содержание Декларации по Психотерапия, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. Согласно этой декларации:
1) Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора,одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности в области гуманитарных и общественных наук.
Трудности с определением предмета Психотерапия требуют от авторов описания границ этого понятия через внешние признаки психотерапевтического процесса. Под последним понимается, например, заведомо планируемое и отличающееся заранее заданной структурой действие, при котором благодаря целенаправленным усилиям психотерапевта и пациента должны наступать конструктивные изменения в процессах переживания событий, в поведении и социальных контактах пациента. При таком рассмотрении Психотерапия отличается от других методов лечения по крайней мере тремя особенностями:
1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии и юриспруденции);
2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе Психотерапия с различными пациентами и оценивать их;
3) с помощью Психотерапия лечат лиц, страдающих расстройствами психики (Bastine R., 1978; Linsenhoff A., Bastine R., Kommer D., 1980).
В русскоязычной литературе более принятым является определение Психотерапия как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. И следовательно, будучи методом лечения, Психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины (Карвасарский Б. Д., 1985). Разрабатывая содержание и границы Психотерапия, разные авторы подчеркивают интегративный ее характер, включение в ее научный и практический аппарат и в методологию современных достижений в первую очередь психологии и медицины, а также философии, социологии. Психотерапевтическое лечение специфично, основано на психических (психологических) методах воздействия на клинические феномены и отчасти на страдание и поэтому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Происходит экспансия Психотерапия во внеклиническую среду (реадаптация и реабилитация после пребывания в лечебном учреждении, кабинеты социально-психологической помощи и семейных отношений и др.). Психотерапия находит возрастающее признание в общей медицине. В то же время (фактически в условиях превращения ее в самостоятельную дисциплину) в ней, как это нередко наблюдалось в истории науки, практика опережает теоретическое знание.
Психологические методы воздействия в Психотерапия включают в первую очередь языковое общение, которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов. В последнее время большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий Психотерапия входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента, на его эмоциональное состояние и поведение.
Учитывая все многообразие концепций, подходов, методов, организационных моделей, социокультурных феноменов, можно говорить о существовании Психотерапия в трех основных сферах общественного сознания:
1) академической, которая предполагает разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;
2) альтернативной, которая основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;
3) интуитивной, которая является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается в явлениях психологической культуры, в отношении к существующей практике оказания психотерапевтической помощи, в общественном мнении, а также в практике бытовой Психотерапия и помощи в решениях психологических (психических) затруднений. Существование Психотерапия в трех указанных сферах определяет процессы ее научного и практического развития, причем если Психотерапия в академической и альтернативной сферах является поставщиком моделей, концепций, практических подходов, то Психотерапия в интуитивной сфере общественного сознания определяет признание той или иной концепции в обществе, формулирует общественный заказ, стимулирует развитие одних и тормозит развитие других (см. Понятие прогресса в психотерапии).Так, сочетание ряда социокультурных факторов способствовало активному распространению психоанализа в Европе в конце XIX — начале XX в., а также всплеску интереса к Психотерапия в альтернативной сфере. Альтернативная психотерапия также способна к формированию течений и методов (например, активно развивающегося в последнее время направления христианской Психотерапия, Психотерапия, основанной на практике дзэн, и др.), а также приемов практической работы.
Существование различных моделей Психотерапия определяется воздействием разнообразных социокультурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие Психотерапия в современном мире, и заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок в Психотерапия, о ее нормативном аспекте. Развиваясь, основные модели Психотерапия влияют на создание новых и совершенствование существующих психотерапевтических методов, методических приемов и форм организации Психотерапия. Проблема профессиональной ответственности психотерапевта, осуществляющего комплекс диагностических, психотерапевтических, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, становится особенно актуальной в связи с расширением сети психотерапевтических кабинетов, привлечением к этой работе все большего числа специалистов. Однако, несмотря на очевидный интердисциплинарный характер Психотерапия (Карвасарский Б. Д., 1982; Hidas G., 1976; Kratochvil S., 1976; Katzenstein A., 1980, и др.), она, конечно, является лечебной медицинской дисциплиной, а учет и разработка ее клинических основ приобретают сегодня по-прежнему первостепенное значение. Это не исключает использования психотерапевтических методов (соответствующим образом модифицированных) также для решения психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных и иных задач.
Одной из косвенных причин существования различных моделей и методов Психотерапия является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная Психотерапия и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоанализа и т. п.
Всего в настоящее время насчитывается более 500 самостоятельных методов Психотерапия. Если бы они претендовали только на лечение определенных патологических состояний, с этим можно было бы согласиться: они дополняли бы друг друга. Но, к сожалению, это не так. Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии, хотя в большинстве случаев их теоретические основы и методы несовместимы. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно Психотерапия состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе Психотерапия причисляет себя врач, и даже когда терапия оказывается неэффективной, пациент не переводится к психотерапевту другой ориентации. В связи с этим большое значение на современном этапе развития Психотерапия имеет поиск, исследование общих факторов психотерапевтического воздействия, что позволит существенным образом приблизиться к определению эффективности психотерапевтических методов, которая применительно к большинству из них до настоящего времени либо не исследовалась вовсе, либо не доказана. В этом смысле представляют интерес попытки выделения общих факторов Психотерапия. К основным из них Мармор (Marmor J., 1978) относит:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом — исходная предпосылка, на которой строится Психотерапия;
2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;
5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;
6) убеждение и внушение, явное или скрытое;
7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.
При современном уровне развития медицины, широком использовании Психотерапия в соматических клиниках определяющим становится принцип интеграции собственно психотерапевтических, психологических, социотерапевтических и биологических воздействий в системе лечения больного. Только учет этой тенденции обеспечит дальнейшее адекватное развитие теории и практики Психотерапия как общемедицинской специальности.
Ведущие тенденции развития Психотерапия в полной мере отражают общенаучное содержание понятия интеграции. С одной стороны, это тенденция к выделению Психотерапия в самостоятельную область медицины, прежде всего из психиатрии, с другой — интегративные тенденции, активное использование в своем становлении не только медицинских, но и психологических, педагогических и других наук, а также интеграция в лечебной практике различных психотерапевтических направлений, подходов, методов и технических приемов.
Основная трудность интегративного движения в Психотерапия заключается в особенностях ее развития на современном этапе. В то время как в клинике внутренних болезней, хирургии и других областях медицины дифференциация происходила на базе уже сложившихся в теоретическом и практическом отношениях медицинских дисциплин, в Психотерапия она осуществляется в условиях, по сути, лишь начинающейся разработки ее научных основ (методов, механизмов лечебного действия, эффективности и др.).
Не успев оформиться в самостоятельную область медицины, Психотерапия практически уже распалась на множество субспециальностей.
С учетом основных факторов Психотерапия вне конкретных ее направлений и форм можно выделить формирующиеся модели интегративной Психотерапия: гуманистическую, инструментально-интеракционную и инструментально-техническую (Ташлыков В. А., 1992). В гуманистической модели интегративной Психотерапия решающим фактором ее действенности может быть признана эмпатическая коммуникация «психотерапевт— пациент». В инструментально-интеракционной модели предпочтение также отдается не техническим приемам, а использованию взаимоотношений «психотерапевт — пациент» как лечебного инструмента, однако психотерапевт занимает более активную позицию и берет на себя определенную долю ответственности и инициативы. Инструментально-техническая модель Психотерапия интегративного типа, по сравнению с предыдущей, характеризуется дальнейшим возрастанием активности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более структурированным процессом Психотерапия; в ней существенное значение придается использованию разнообразных технических приемов и методов Психотерапия. В этом случае с пациентом обсуждаются альтернативные формы лечения, согласовываются цели Психотерапия и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты терапии (см. Интегративная психотерапия).
Выбор конкретного метода Психотерапия, постановка и реализация психотерапевтических целей и задач в случае медицинской ее модели определяются взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, синтезированными в многомерном диагнозе, а также структурно-организационной формой проведения Психотерапия.
Значительное число методов и методик Психотерапия, разнородные принципы классификации, многозначность понятий затрудняют оценку эффективности ее методов, определение показаний и противопоказаний к Психотерапия, соотношения Психотерапия и других видов лечения. Общепризнанным является применение Психотерапия при широком круге расстройств. В первую очередь это касается невротических состояний и других пограничных расстройств психогенной этиологии, некоторых форм психосоматических нарушений, реакций дезадаптации, кризисных состояний. Психотерапия применяется также у пациентов с личностными нарушениями, психическими расстройствами на этапах формирования медикаментозной ремиссии, с алкогольной и другими формами зависимости. Хотя Психотерапия используется при широком круге заболеваний, эти опатогенетическое значение она приобретает преимущественно при психогениях, возникновение и течение которых обусловливается психическими (психологическими) факторами. В этой группе заболеваний Психотерапия может выступать в виде единственного метода лечения или включаться в систему комплексного лечения.
В русскоязычной литературе все большую популярность в отношении назначения Психотерапия завоевывает представление о трех уровнях ее проведения:
1) профессиональная Психотерапия осуществляется врачом-психотерапевтом, который является лечащим врачом и самостоятельно ведет пациента;
2) Психотерапия как вспомогательный метод может проводиться как психотерапевтом-профессионалом, так и узким специалистом;
3) Психотерапия в общемедицинской практике проводится всеми врачами, что позволяет реализовать биопсихосоциальный подход в медицине. Четкое определение уровня проведения Психотерапия способствует обоснованному формулированию ее целей и задач, при этом как недооценка, так и переоценка возможностей Психотерапия негативно сказываются на эффективности лечения и имидже психотерапевта и психотерапевтической службы.
В академической Психотерапия распространена точка зрения о целесообразности разграничения всего многообразия методов психотерапии. При этом, как указывает Ледер, используются такие термины, как сдерживающая и освобождающая, поддерживающая и интегративная, симптоматическая и каузальная, поверхностная и глубинная, познавательная и эмоциональная, механистическая и гуманистическая, динамическая, поведенческая, эмпирическая Психотерапия и др.
Не существует единой общепринятой классификации методов Психотерапия. Попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода Психотерапия, сделал Александрович (Aleksandrowicz J.W., 1979):
1) методы, имеющие характер техник;
2) методы, определяющие условия, которые способствуют достижению и оптимизации целей Психотерапия;
3) методы в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического процесса;
4) методы в значении терапевтических интервенций (вмешательств).
Различаются методы Психотерапия, раскрывающие причины конфликтов, и методы, не раскрывающие их (имеются в виду различные позиции психотерапевтов в отношении неосознанных комплексов и конфликтов). Методы, раскрывающие причины конфликтов, в основном идентичны психоанализу или методам, ориентированным на психоанализ; они предполагают, что важную роль играет бессознательная составляющая личности. Широко распространено разграничение «большой» и «малой» Психотерапия. К первой относят методы психоанализа и близких к нему школ, ко второй — рациональную Психотерапия (беседы с больным), а также способы, основанные на внушении и релаксации.В зависимости от условий, в которых проводится Психотерапия и врачебной подготовки психотерапевта различают Психотерапия, проводимую врачом-специалистом, и Психотерапия, осуществляемую домашним врачом и интернистом общего профиля; кроме того, различают Психотерапия, проводимую в амбулаторных условиях, и Психотерапия, осуществляемую в условиях стационара (последняя предполагает характерные условия лечения и применение определенных методов воздействия). На практике имеет также значение отличие групповой Психотерапия от индивидуальной (Исурина Г. Л., 1995), поскольку каждая из них связана с определенными предпосылками в отношении показаний, подготовки психотерапевта и техники проведения сеансов (см. Классификация методов психотерапии).
Ни один из существующих методов не является самым лучшим, разные методы преследуют разные цели и применимы не ко всем больным, а к определенным группам пациентов. Их выбор зависит от психотерапевта — от его личности, уровня подготовки и теоретической ориентации.
В отечественной литературе использование понятий метода, методики, формы, приема, техники Психотерапия носит преимущественно субъективный характер, что не могло не отразиться на их систематике. Положение ухудшалось слабой информированностью и идеологической ориентацией отечественной Психотерапия, и поэтому в классификационные схемы не включались многие методы, широко применяемые во всем мире. В. Е. Рожнов (1983) разделял Психотерапия на общую и частную, или специальную. Общая Психотерапия включает комплекс психических воздействий на больного, направленный на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию и ятрогению. При этом Психотерапия является вспомогательным средством, создающим общий фон, на котором применяются другие виды лечения (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.). В 1985 г. Б. Д. Карвасарский уже подразделял Психотерапия на:
1) методы личностно-ориентированной Психотерапия;
2) методы суггестивной Психотерапия;
3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) Психотерапия.
Несмотря на различные классификационные деления, принято рассматривать Психотерапия как симптомо- и личностно-ориентированную. К первой традиционно относят гипнотерапию, аутогенную тренировку, различные виды внушения и самовнушения и др. Психотерапия, ориентированная на значительные личностные изменения, базируется на основных течениях современной психологии, и соответственно этому выделяются динамическое, поведенческое и гуманистическое направления. (См. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии, Динамическое направление в психотерапии, Поведенческая психотерапия).
В последнее время в России отмечается все большая интеграция Психотерапия в здравоохранение, складываются основные системы оказания психотерапевтической помощи, предусматривающей развитие трех основных форм организации психотерапевтического обслуживания:
1) психотерапевтический кабинет,
2) психотерапевтическое отделение;
3) психотерапевтический центр.
Совершенствование оказания психотерапевтической помощи предполагается на основе разработки специальных медицинских технологий, позволяющих с привлечением гибкой управленческой структуры и координации значительно повысить качество психотерапевтического обслуживания, преодолеть свойственную организации Психотерапия раздробленность и дезинтегрированность учреждений и врачей, оказывающих психотерапевтическую помощь (Назыров Р. К., 1995; Ересько Д. Б., Кондинский А. Г., 1995). Однако системы последней нуждаются в хорошо подготовленных специалистах. Для этого в 1995 г. (впервые в России) Федеральным центром по Психотерапия. Министерства здравоохранения были разработаны требования к образовательному стандарту, определяющему минимальные сроки установленных видов подготовки и супервизии,с переходом в системе образования психотерапевтов от преимущественно информационного обучения к более совершенным формам: навыковое обучение; обучение на уровне клинического применения Психотерапия; обучение, учитывающее индивидуальные особенности личности психотерапевта.
Достижения психотерапевтической науки очевидны. В качестве наиболее важных событий для России в области Психотерапия последних двух десятилетий можно отметить преодоление собственной ограниченности и начало активного сотрудничества с психотерапевтическими центрами многих стран. В деятельность российских психотерапевтов практически в полном объеме вошли все известные в мировой Психотерапия методы и подходы; активно совершенствуется психотерапевтическая наука, намечаются первые и вполне отчетливые шаги в развитии других (кроме Санкт-Петербургской) школ Психотерапия, с собственной методологией и практикой. Несомненным успехом в области Психотерапия явилось введение в конце 90-х гг. преподавания Психотерапия и медицинской психологии в медицинских вузах, движение к совершенствованию Психотерапия за счет использования при оказании психотерапевтической помощи бригадных форм работы с участием врача-психиатра, врача-психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе. Важным событием стало и возникновение большего числа профессиональных сообществ врачей-психотерапевтов. Ближайшими задачами являются дальнейшее развитие образования в области Психотерапия, введение барьера для проникновения в Психотерапия неподготовленных специалистов, создание условий для сотрудничества между представителями врачебной и психологической Психотерапия, для серьезных и фундаментальных разработок в Психотерапия и смежных с ней научных областях.