АЛЕКСАНДР I (1777-1825 гг.) — российский император с 1801 г. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора был убит император Павел I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губер- натор Петербурга граф ПА-Пален, генерал ЛЛ.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.
Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины II. Он был знаком с идеями просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.
Первые же его манифесты свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление на должностях лиц, репрессированных при Павле I.
Вся работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном комитете, где собрались друзья Александра I: ПЛ.Строганов, В.П.Кочубей, АЛарторый- ский и Н.Н.Новосильцев — приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. Результатом этой деятельности стал закон от 12 декабря 1801 года, разрешавший государственным крестьянам, мещанам и купцам приобретать незаселенные земли, и указ от 20 февраля 1803 года «о вольных хлебопашцах», дававший помещикам право по их желанию отпускать на волю крестьян с наделением их землей за выкуп. Правда, серьезных последствий эти указы не имели.
Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом статс-секретаря М.М, Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Госсовет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату. Реформы начала XIX века не затронули основ самодержавия, и хотя всем было ясно, что предложения М.М.Сперанского направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами, вокруг проектов М.М. Сперанского вспыхнула острая политическая борьба, которая закончилась его поражением, а сам реформатор и сторонник конституционных преобразований в марте 1812 г. был отправлен в ссылку.
Однако конституционные преобразования все же имели место. В мае 1815 г. присоединенному к России Царству Польскому была дарована конституция. Конституционный акт от 1818 года был предоставлен и Бессарабской области. Получила свой законодательный орган —
Сейм — и конституционное устройство Финляндия, вошедшая в состав Российской империи в 1809 году. Таким образом, конституционное правление существовало на части территории России и внушало надежды на его распространение по всей империи. В канцелярии Новосильцева в 1819 году даже началась разработка «Уставной грамоты Российской империи». За год этот документ был закончен, но так и не увидел свет. К 1822 г. император утратил интерес к государственным делам, работа над реформами была свернута, а среди советников Александра
-
выделилась фигура нового временщика — АААракчеева, который не только стал первым после императора человеком в государстве, но и правил как всесильный фаворит.