Биография Ян Аккерман
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 24 декабря 1946, знак зодиака козерог
Место рождения: Нидерланды
Карьера этого гитариста-виртуоза началась в 1958 году в составе амстердамского коллектива Johnny And The Cellar Rockers, который пользовался некоторой популярностью лишь на родине музыкантов.
Уже в шестидесятые годы Аккерман и бывший барабанщик Johnny And The Cellar Rockers Пьер Ван Дер Линден организовали инструментальную группу The Hunters, чья музыкальная стилистика складывалась очевидно под влиянием The Shadows. Пять лет Ян Аккерман учился в музыкальном лицее Амстердама (это аналог нашей консерватории), после этого окончания которого предстал зрелым мастером, чьи пристрастия и манера сформировались под влиянием классической и старинной музыки, а кроме того современного попа, латиноамериканских ритмов и произведений Фрэнка Заппы — как раз его Аккерман называет своим главным учителем.
Сразу же по окончании консерватории Ян Аккерман собрал хард-рок-группу Brainbox, в состав которой ещё вошли: Берт Руттер — бас-гитара, Пьер Ван Дер Линден — ударные и Каз Люкс — вокал. Единственный альбом этой группы («Brainbox»; в него входил голландский хит-сингл «Down Man») был выпущен в 1969 году фирмой Parlophone. Одновременно с участием в Brainbox Аккерман начал репетировать с музыкантами новой группы, для которой Аккерман предложил наименование Focus. Записав с ними альбом «In And Out Of Focus», 1971 год, Аккерман ещё пригласил Ван Дер Линдена, и с участием Тиса Ван Леера и Сайрила Хаверманса коллектив проворно пошел в гору.
Следующие немного лет Focus имели в Европе большой фарт, что специалисты объясняли врожденным чувством импровизации Аккермана и его поразительным чутьем аранжировщика (гитарные соло Аккермана в составе Focus того периода до сих пор входят в обязательную программу подготовки музыкантов, к примеру, в Беркли). Одновременно гитарист начал и сольную карьеру, которая, к удивлению многих, развивалась довольно неуверенно, хотя дебютный альбом Аккермана-солиста «Profile» имел кой-какой фарт (это была подборка «музыкальных эскизов», которые гитарист сделал в интервале между Brainbox и Focus). Оркестровку другого альбома, «Tabernakel», сделал профессор музыкальной кафедры Колумбийского университета Джордж Флинн, а участие в проекте таких сильнейших музыкантов, как Тим Богарт и Кармин Эппис, привлекло, в первую очередность, профессионалов, которые приподнято оценили и альбом, и включение в его инструментарий лютни; поклонники Focus и широкая публика эту работу Аккермана не приняли.
В марте 1976 года, почувствовав, что коллеги тяготеют к больше легкой и «конкретной» музыке, Аккерман покинул Focus — он предполагал заняться теоретической и студийной работой с вокалистом Люксом, и все-таки их эксперименты в конце концов переросли в очередной план, тот, что был издан в 1977 году под названием «Eli». В тот самый отрезок времени Ян Аккерман увлекся джазом, это явственно слышно на одном из самых ярких альбомов гитариста «Aranjuez», 1978 год, и в его концертной подборке 1979 года.
В 80-е и 90-е годы творчество Аккермана приняло до такой степени специфический нрав, что его пластинки (а позже и CD) выходили только на родине, а в США и Великобритании переиздавались отчаянно нечасто и, как правило, мизерными тиражами. Та же судьбина постигла и поздние альбомы Focus — немного раз в 80-е годы группа воссоединялась, хотя его служба с условным коллективом Forcefield, куда входили Рэй Фенуик из группы Спенсера Дэвиса и известный барабанщик Кози Пауэлл, издавались оперативно и имели счастливый момент в джазовых кругах Европы (это альбомы «The Talisman» и «То Oz And Back»). Очередной сольный альбом Аккермана «The Noise Of Art», 1990, подготовленный при содействии фирмы грамзаписи IRS, заинтересовал и американцев, при всем при том гастроли гитариста по США сорвались, и в настоящее время Ян Аккерман ещё занят студийными экспериментами со звуком.