Биография #1 Юрий Яковлевич Яковлев
Юрий Яковлев родился в семье юриста. Во время учебы в вечерней школе успел поработать помощником механика в гараже.
А в 1948 году поступил Театральное училище им. Б.В. Щукина. После окончания был принят в труппу театра им. Вахтангова. Первой немалый ролью в кино стала образ князя Мышкина в фильме «Идиот» в 1958 году.
Лауреат множества наград, посреди которых две Государственные премии за театральную работу и за роли в фильмах «Любовь земная» и «Судьба». В 1976 году ему присвоено звания Народного артиста СССР.
Биография #2 Юрий Яковлевич Яковлев
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. «Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал существование учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии» (из автобиографии).
В прозе с 1960 г. (повесть «Станция Мальчики»), в кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».
Автор сценариев игровых и анимационных фильмов:
1969 «Умка»
1970 «Умка ищет друга»
1972 «Зимородок»
1973 «Был настоящим трубачом»
1974 «Верный дружбан Санчо»
1975 «У меня есть лев»
1976 «Колыбельная для мужчин»
1977 «Девочка, хочешь сниматься в кино?»
1980 «Мы смерти смотрели в лицо»
1982 «Родился я в Сибири»
1982 «Семеро солдатиков»
1985 «Площадь Восстания»
В традиции советской «героической» детской литературы Ю. Я. развивает идеи и приемы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; строй образов и сюжетов прозы Ю. Я. позднее воспроизвел Владислав Крапивин.
Основные темы прозы Ю. Я. — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная битва, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, приятельство между человеком и животным, ощущение благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Ю. Я. — благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а ещё задача истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).
Подробно и развернуто педагогико-эстетическое учение Ю. Я. изложено им в произведении «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако — персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).