Биография Джон Аберкромби
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 16 декабря 1944, знак зодиака стрелец
Место рождения: США
О нём часто говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте среди современных джазовых гитаристов.
Его приобщение к джазу прошло достаточно безмятежно, без потрясений. О нём зачастую говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте посреди современных джазовых гитаристов. Это не вовсе справедливо — в первую очередность в силу того что, что музыку Аберкромби не разрешено безоговорочно классифицировать как джаз. Это импровизационная музыка, испытывающая воздействие самых разных стилей. В его арсенале — владение множеством «технологических» приёмов, а его фирменный звук неразрывно связан с использованием специфических педалей громкости, гитарных синтезаторов, устройств частотной обработки. Играть на гитаре он начал в четырнадцать лет, занимаясь у местного учителя музыки. Тогда самой немалый его задачей было научиться игрывать рок-н-роллы в стиле Чака Берри. Глаза у молодого музыканта открылись позже. Ему удалось поступить в престижный Берклиевский Музыкальный Колледж в Бостоне, и во время обучения он играл в местных любительских рок-группах. После окончания колледжа Аберкромби стал участником группы органиста Джонни ‘Хэммонда’ Смита, которая в 1967-68 активно концертировала. После академизма, которым отличался Беркли в шестидесятых, живая служба с профессиональным коллективом была легко необходимой для любого джазового музыканта. Играть удавалось в достаточно известных клубах — в частности, Count Basie’s Lounge и Club Baron в Гарлеме. Стиль, тот, что вырабатывал у себя юный гитарист, рождался так же, как и само его вхождение в джаз — без особой системы. По возвращении в Нью-Йорк в 1969 его необычная техника привела к определённым трудностям в работе с хорошими музыкантами традиционной школы. Но для молодых музыкантов, ищущих своё местоположение в джазе, Джон Аберкромби уже значил страсть сколько. Пять лет он сотрудничал с братьями Рэнди и Майклом Брекерами (группа Dreams), сопровождал ансамбль Чико Гамильтона. Из крупных достижений этого периода стоит пометить выступление с Гамильтоном на джазовом фестивале в Монтрё. Аберкромби стал популярен как сессионный музыкант. Он работал со множеством лидеров — посреди них Гил Эванс, Гато Барбьери, Дэйв Либман, Барри Майлс. Чуть позже нашёлся коллектив, в котором он приобрёл известность уже мирового класса — группа Spectrum барабанщика Билли Кобхэма. Этот джаз-роковый состав, жёсткий, динамичный, прямолинейный, оказался совершенным для реализации удивительной техники и фантазии Аберкромби. Его позволительно услыхать в составе группы на альбомах Crosswinds, Total Eclipse и Shabazz. Группа всю дорогу гастролировала, потихоньку отдаляясь от первоначального стиля. Однако в середине 70-х Джон Аберкромби оставил находившийся на пике популярности Spectrum и продемонстрировал идеально новое звучание. Он хотел трактовать фьюжн так, как Modern Jazz Quartet трактовал би-боп — поднимая манера на качественно новоиспеченный порядок, привнося в него серьёзное музыкальное образование и собственную оригинальную идея. Было создано трио под названием Timeless (куда вошли пианист Ян Гаммер и барабанщик Джек Деджонет). С этими партнёрами Аберкромби заиграл полно мягче, чем раньше. В его музыке появилось нечто такое, на что уже мог поворотить внимательность продюсер ЕСМ Records Манфред Эйхер, и Эйхер сразу предложил сотрудничество. В 1975 году трио сменило наименование на Gateway Trio (местоположение Гаммера занял басист Дэйв Холланд), а в 1979 трио стало квартетом с полной заменой всех участников, за исключением самого Аберкромби. Работа на ЕСМ привела к появлению новых партнёров. В соавторстве с Ральфом Таунером Аберкромби выпустил альбом Sargasso Sea, получивший высокую оценку. Он был приглашён для участия в записи альбома Epitaph, на котором ведущие музыканты современного джаза исполняли не изданную при жизни музыку Чарлза Мингуса. Любопытные работы оставило трио Джон Аберкромби — Марк Джонсон — Питер Эрскин. Критик Чак Берг позже писал: «…если калякать о музыкантах с точки зрения той индивидуальности и исключительности музыки, которую они создают, то тот самый ансамбль сравним только с олимпийскими трио Билла Эванса и Оскара Питерсона». На альбоме этого трио Current Events (1988) Аберкромби впервой использовал гитарный синтезатор при записи. Этот новаторский по
звучанию состав нередко исполнял джазовые стандарты, и это только ненужный раз подтверждало глубокое увлечение гитариста теорией и историей джаза. Аберкромби начал сотрудничать с Гарвардом — он читал лекции, посвящённые истории гитары в джазовой музыке. Он уже был признан и «классиком новой джазовой гитары», и «убийцей классической джазовой гитары» — но характерна не столь эмоциональность таких прозвищ, сколь тот факт, что ортодоксальные любители джаза не отвергли его музыку. Джон Скофилд в одном из своих беседа на вопросительный мотив «когда вы начинали, чувствовали ли вы, что гитара полна возможностей?» отдал Аберкромби должное: «Масса возможностей была уже использована. Аберкромби был в современном джазе одним из немногих гитаристов, которых разрешено было на самом деле слушать». Любопытна и такая оценка, данная тем же Скофилдом: «Джон Маклафлин делал то же самое, но он был в Англии…» Взгляды Аберкромби на обычный джаз нашли отображение и в его преподавательских методах. Аберкромби, тот, что вырос и живет в США, воспринимается любителями джаза скорее как агент европейской школы. Многие поклонники, слабо интересовавшиеся биографией своих героев, всерьёз утверждали, что как раз Аберкромби формирует «чисто европейский» звук ЕСМ. В рамках тура, организованного фирмой Philip Morris, Аберкромби побывал в 1998 году в России, посетив особенный для музыканта такого класса комплект городов — Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Среди его партнёров по этому туру был саксофонист Игорь Бутман. Джон Аберкромби остаётся одним из самых разносторонних и одарённых гитаристов в современном джазе.