Биография Гектор Берлиоз
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 11 декабря 1803, знак зодиака стрелец
Место рождения: Франция
Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки — этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.
Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его папа — эскулап Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым. Он познакомил сына с теорией музыки, обучил его игрывать на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя заинтересованность к музыке пробудился у Берлиоза относительно поздненько — на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешел во всепоглощающую тяга. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний проект.
Берлиоз оказался типичным самоучкой: музыкальными знаниями он был обязан себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. Здесь он познакомился с такими сложными трудами, как «Трактат о гармонии» Рамо, с книгами, требовавшими глубокой специальной подготовки.
Мальчик показывал все большие музыкальные успехи. Он беспрепятственно играл на флажолете, флейте и гитаре. Отец не разрешал ему обучаться игре на фортепиано, опасаясь, что тот самый инструмент увлечет его в область музыки дальше, чем ему бы этого хотелось. Он считал, что специальность музыканта не подходит для его сына, и мечтал, что Гектор, аналогично ему, будет медиком. На этой почве попозже между отцом и сыном возник конфликт. Молодой Берлиоз продолжал фантазировать, а тем временем папа продолжал готовить сына к профессии медика. В 1821 году 18-летний Берлиоз удачно сдал экзамен на уровень бакалавра в Гре-нобле. Оттуда он вкупе с двоюродным братом уехал в Париж, чтобы поступить на врачебный факультет. Оба юноши поселились в Латинском микрорайоне — центре студенческой жизни Парижа.
Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров, в прошлом всего обожаемого им Глюка. Понимая, что без серьезной подготовки запрещено сделаться композитором, он начал заниматься изучением теорий композиции в первую голову с Жероно, а после этого с Лесюэ-ром — профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.
По совету Лесюэра в 1826 году Берлиоз поступил в консерваторию. В течение следующих двух лет, по словам Берлиоза, его бытие озаряли «три удара молнии»: знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Это дальнейшие ступени духовного созревания. Но была ещё одна молния, не имеющая отношения к музыке.
В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно взволновал гений и весь артистический вид Смитсон, он полюбил ее с первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. Современники фиксировали искренность ее лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в особенности литография Девериа, воссоздают вид талантливой артистки, одухотворенное лик человеческий, задумчивый воззрение.
Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже, заставила Берлиоза во что бы то ни стало достигать творческого успеха. Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не приходила.
Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому: кантаты, песни («Ирландские мелодии»), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и на долгие годы не расстается с пером журналиста. Так скрыто, но интенсивно он втянулся в художественную существование Парижа, сблизившись с лучшими представителями авангардный интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне, Листом, Шопеном и другими.
По-прежнему бытие его не обеспечена. Он дал авторский концерт, тот, что прошел с успехом. Но ему пришлось на свои капиталы переписывать партии, звать солистов, оркестр и оттого залезть в долги. Так будет длиться и впредь: аналогично Бальзаку, ему никак не удается расплатиться с кредиторами! Официальные власти ни в чем не идут навстречу. Более того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоили высокой чести…
Берлиоз пишет в тот самый отрезок времени и чисто симфонические произведения, и сочинения, в которых беспрепятственно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды. Замыслы их вечно необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний — все это передает в ярком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделенного пылким воображением. 5 декабря 1830 года состоялась премьера «Фантастической симфонии» — самого знаменитого сочинения Берлиоза. Это своего рода мелодический роман со сложным психологическим подтекстом. В его основу положен сюжет, тот, что вкратце так изложен композитором: «Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, чересчур слабая для того, чтобы причинить ему кончина, погружает его в нелегкий дрёма, во время которого ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая леди становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду».
В приведенной программе, разъясняющей проект симфонии, нетрудно усматриваются и автобиографические черты — отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет Смитсон. Задолго до окончания срока пребывания в Италии, в 1832 году, Берлиоз вернулся в Париж. На концерте, тот, что он дал, исполнялись Фантастическая симфония в новой редакции и монодрама «Лелио». Произошла новая саммит с Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в эту пору была трудной. Зрители, пресыщенные новыми театральными впечатлениями, перестали интересоваться спектаклями англичан, В результате несчастного случая актриса сломала ногу. Ее сценическая дело закончилась. Берлиоз проявил трогательную заботу о Смитсон. Год через она вышла замуж за Берлиоза. Молодому композитору приходилось действовать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью, урывая у ночи часы для творчества.
Забегая вперед скажем, что семейная существование не сложилась. Из-за отказа от сцены нрав Смитсон ухудшился. Берлиоз ищет утешения на стороне, увлекается посредственной певицей испанкой Марией Ресио, которая сошлась с ним не столь по любви, сколь из корыстных побуждений: имя композитора тогда уже было обширно известно.
———————————————————————————
Все что мы создали!!!
Посмотри, а нежданно Ты ещё не все знаешь?
———————————————————————————
Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония «Гарольд в Италии» (1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном. Симфония программна, но нрав музыки менее субъективен, чем в Фантастической. Здесь композитор стремился не только передать личную драму героя, но и обрисовать окружающий его мир. Италия в этом произведении не только фон, оттеняющий переживания человека. Она живет своей жизнью, яркой и красочной. Вообще, отрезок времени между двумя революциями — 1830 и 1848 года — наиболее продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных схваток, как газетчик, дирижер, композитор, он становится художественным деятелем нового типа, тот, что всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но, нетрудно загораясь, Берлиоз до того же проворно остывает. Он весьма неустойчив в душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми.
В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы «Бенвенуто Челлини». Спектакль был исключен из репертуара после этого четвертого представления. Берлиоз продолжительно не мог оправиться от этого удара! Ведь музыка оперы брызжет энергией и весельем, а оркестр увлекает своей яркой характеристичностью.
В 1839 году завершается служба над Третьей, самой обширной и наделенной ярчайшими контрастами симфонией — «Ромео и Джульетта» для оркестра, хира и солистов. Берлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных трагедией Шекспира, ещё отчетливей проявились черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой младой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза — произведение сильно гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. Музыка безупречно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма; пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. Здесь утверждается виктория жизни над смертью.
1840 год ознаменован исполнением Четвертой симфонии Берлиоза. Вместе с раньше написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.
Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции — в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имеет феноменальный фарт, в особенности в Петербурге и Москве (в 1847 году). Берлиоз — начальный в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, нередко полярные мнения.
Каждый концерт Берлиоза завоевывал его музыке новых слушателей. Печальным контрастом в этом отношении оставался Париж. Здесь ничто не изменилось: небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное касательство большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная нужда, нелегкий подневольный работа газетного поденщика. Большие надежды возлагал Берлиоз на первое претворение в жизнь только что законченной им в конце 1846 года драматической легенды «Осуждение Фауста». Единственным результатом концерта был новоиспеченный должок в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнителям и за наем помещения. Между тем «Осуждение Фауста» — одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с традицией. Жанровая натура «Осуждения Фауста» ставила в тупик не только рядовых слушателей, но и музыкантов.
Первоначальный проект произведения восходит к 1828- 1829 годам, когда Берлиоз написал «Восемь сцен из «Фауста»». Однако с тех пор проект претерпел значительные изменения и стал глубже. Эта драматизированная оратория, ещё в большей мере, чем драматическая симфония «Ромео и Джульетта», сближается с театрально-сценическим жанром. И метко так же, как Байрон или Шекспир, в своем последнем произведении Берлиоз сильно вольно трактует писательский источник — поэму Гёте, беспрепятственно добавляя строй измышленных им сцен.
Закончился мятежный отрезок времени в биографии Берлиоза. Остывает его неистовый темперамент. Он не принял революцию 1848 года, но в то же время ему душно в тисках империи «жалкого племянника — великого дяди» (так Гюго прозвал Наполеона III). Что-то надломилось в Берлиозе. Правда, он по-прежнему деятелен как дирижер (в 1867-1868 годы сызнова посетил Россию), как сочинитель о музыке (издает сборники статей, трудится над мемуарами), сочиняет, хотя уже не настолько интенсивно.
Берлиоз перестал чиркать симфонии. Для. концертного исполнения предназначена только небольшая кантата «Детство Христа» (1854), отличающаяся музыкальной живописностью и оттенками настроений. В театре Берлиоз мечтает достичь решающего успеха. Увы, и на тот самый раз тщетно… Не имела успеха ни его опера в двух частях «Троянцы» (1856), в которой Берлиоз пытался возродить величавую патетику Глюка, ни изысканная комедия «Беатриче и Бенедикт» (по пьесе Шекспира «Много шума из ничего», 1862). При всех своих достоинствах, этим произведениям все же не хватало эмоциональной силы, которая так впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему: умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая хозяйка — Ресио, погибает во время кораблекрушения один сын-моряк. Ухудшаются отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает 8 марта 1869 года. Конечно, в это двадцатилетие не все окрашивалось до того безрадостным светом. Был и частичный счастливый момент, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.