Тренинг
Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться). В психотерапии Тренинг — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
В настоящее время термин Тренинг используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Тренинг не существует. Выделяют Тренинг, направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Тренинг, тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Тренинг.
К группе Тренинг саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.
К группе коммуникативных Тренинг, или Тренинг коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Тренинг. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Тренинг условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина «поведенческий Тренинг» как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин «социально-психологический Тренинг» более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика проведения указанных Тренинг может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Тренинг составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Тренинг строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Тренинг ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.
Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Тренинг. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:
1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;
2) наличие показаний для проведения поведенческого Тренинг, что определяет лечащий врач;
3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Тренинг.
В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии,число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Тренинг, поскольку основная ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Тренинг, как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Тренинг, психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Тренинг, возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Тренинг групповыми психотерапевтами.
К группе Тренинг, стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Тренинг (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Тренинг личностного роста — это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Тренинг личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Тренинг личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Тренинг личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Тренинг, а также социально-психологический Тренинг, направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Тренинг когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Тренинг является проведение тематического Тренинг, т. е. фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Тренинг личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.
Обучающие Тренинг также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких Тренинг формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Тренинг для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Тренинг для профессионалов, работающих с группами (методический Тренинг для тренеров, работающих с группами социально-психологического Тренинг, методический Тренинг для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Тренинг может быть и тематической: Тренинг переговорного процесса, Тренинг для управленческого персонала и пр.
При всем разнообразии Тренинг и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.
Значение Тренинг как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку эффективность Тренинг различных направлений по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой.