Биография Лариса Ивановна Авдеева
Карьера: Опера
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
«Авдеева обаятельна в роли кокетливой и шаловливой Ольги, по-настоящему поэтична в лирической партии Весны («Снегурочка») и в трагической роли обрекающей себя на смерть скорбной раскольницы Марфы («Хованщина»)…».
Лариса Ивановна Авдеева — русская певица (меццо-сопрано). Родилась в Москве, в семье оперного певца. Ещё не помышляя об оперной карьере, она уже воспитывалась как певица, слушая звучащие в доме народные песни, романсы, оперные арии. В 11 лет Лариса Ивановна поёт в хоровом кружке при Доме художественного воспитания детей Ростокинского района и в составе этого коллектива более того выступала на торжественных вечерах в Большом театре. Однако сначала будущая певица была далека от мысли сделаться профессиональной певицей. Окончив школу в годы Великой Отечественной войны, Лариса Ивановна поступает в строительный институт. Но вскоре она понимает, что её истинным призванием является всё же мелодический театр, и со второго курса института переходит в Оперно-драматургическую студию им. К. С. Станиславского. Здесь, под руководством шибко опытного и чуткого педагога Шор-Плотниковой, она продолжила своё музыкальное воспитание и получила профессиональное образование певицы. По окончании студии в 1947 году Ларису Ивановну принимают в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Работа в этом театре имела громадное важность для формирования творческого облика младой певицы. Присущее тогдашнему коллективу театра вдумчивое касательство к творческому труду, баталия с оперными штампами и рутиной — всё это приучило Ларису Ивановну к самостоятельной работе над музыкальным образом. Ольга в «Евгении Онегине», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» К. Молчанова и другие партии, спетые в этом театре, свидетельствовали о исподволь возраставшем мастерстве юный певицы.
В 1952 году Ларисе Ивановне был предоставлен дебют в Большом театре в роли Ольги, потом которого она становится солисткой Большого, где и выступала непрерывно на протяжении 30-лет. Красивый и здоровущий звук, хорошая вокальная учебное заведение, отличная сценическая подготовка позволили Ларисе Ивановне за недлинный срок зайти в центровой меццо-сопрановый репертуар театра.
Критика тех лет отмечала: «Авдеева обаятельна в роли кокетливой и шаловливой Ольги, по-настоящему поэтична в лирической партии Весны («Снегурочка») и в трагической роли обрекающей себя на кончина скорбной раскольницы Марфы («Хованщина»)…».
Но всё же лучшими партиями репертуара артистки в те годы были — Любаша в «Царской невесте», Лель в «Снегурочке» и Кармен.
Преобладающей чертой дарования младой Авдеевой было лирическое начало. Это было обусловлено самим характером её голоса — лёгкого, светлого и тёплого по тембру. Этот лиризм определял и своеобразие сценической трактовки той или другой партии, которую пела Лариса Ивановна. Трагична судьбина Любаши, ставшей жертвой своей любви к Грязному и мстительного чувства к Марфе. Н. А. Римский-Корсаков наделил Любашу сильным и волевым характером. Но в сценическом поведении Авдеевой критика тех лет отмечала: «в свое время всего чувствуется самоотверженность любви Любаши, для Грязного забывшей всё — «отца и мамаша… племя и род свой», и чисто русская, обаятельная женственность, присущая этой бесконечно сильно любящей и страдающей девушке… звук Авдеевой звучит безусловно и выразительно, следуя за тонкими мелодическими изгибами просторно распевных мелодий, преобладающих в этой партии.»
Другая интересная образ, что удалась артистке в начале её творческого пути — Лель. В роли пастуха — певца и любимца солнца — Лариса Ивановна Авдеева привлекала слушателя задором юности, безыскуственностью песенной стихии, которая наполняет эту сказочную партию. Образ Леля в такой степени удался певице, что при второй записи «Снегурочки» как раз её в 1957 году пригласили на запись.
В 1953 году Лариса Ивановна принимала участие в новой постановке оперы Ж. Бизе «Кармен» и тут её ожидал счастливый момент. Как отмечала музыкальная критика тех лет — «Кармен» Авдеевой — это раньше всего леди, для которой ощущение, наполняющее её существование, беспрепятственно от каких бы то ни было условностей и пут. Вот зачем так безусловно, что Кармен резво надоела эгоистичная влюбленность Хозе, в которой она не находит ни радости, ни счастья. Поэтому в проявлениях любви Кармен к Эскамильо у актрисы ощущается не только искренность чувства, но и отрада освобождения. Совершенно преображённой появляется Кармен-Авдеева на празднике в Севилье, счастливая, более того чуть-чуть торжественная. И в самой смерти Кармен-Авдеевой нет ни покорности судьбе, ни роковой обречённости. она умирает, исполненная самозабвенного чувства любви к Эскамильо».
Диско- и видеография Л. И. Авдеевой:
1. Фильм-опера «Борис Годунов», съёмка 1954 года, Л. Авдеева — Марина Мнишек (в остальных ролях — А. Пирогов, М. Михайлов, Н. Ханаев, Г. Нэлепп, И. Козловский и др.)
2. Грамзапись «Евгения Онегина» 1955 года, п/у Б. Хайкина, Л. Авдеева — Ольга (партнёры — Е. Белов, С. Лемешев, Г. Вишневская, И. Петров и др.). В настоящее время выпущен CD рядом отечественных и зарубежных фирм.
3. Грамзапись «Снегурочки» 1957 года, п/у Е. Светланова, Л. Авдеева — Лель (партнёры — В. Фирсова, В. Борисенко, А. Кривченя, Г. Вишневская, Ю. Галкин, И. Козловский и др.).
4. CD американской фирмы «Аллегро» — запись (live) 1966 года оперы «Садко» п/у Е. Светланова, Л. Авдеева — Любава (партнёры — В. Петров, В. Фирсова и др.).
5. Грамзапись «Евгения Онегина» 1978 года, п/у М. Эрмлера, Л. Авдеева — Няня (партнёры — Т. Милашкина, Т. Синявская, Ю. Мазурок, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.).