Биография Казимеж Айдукевич
Карьера: Философ
Дата рождения: 12 апреля 1963, знак зодиака овен
Место рождения: Польша
один из наиболее выдающихся представителей львовско-варшавской школы в логике. Изучал философию во Львове (1908—1912) под руководством К. Твардовского, затем в Геттингене, где слушал лекции Д. Гильберта и Э. Гуссерля. Проф. Львовского, Познаньского и Варшавского ун-тов.
Интересы А. концентрировались гл.обр. около логики, эпистемологии, семантики, философии языка и философии науки. Предложил интерпретацию традиционной логики в логике предикатов, показав, что для этого необходимо постулировать наличие по меньшей мере трех предметов. Уточнил строй математических понятий, в их числе понятие доказательства и понятие логического следования. В 1930-е гг. А. занимался гл.обр. философией языка и эпистемологией. В теории языка, развивая идею С. Лесьневского, разработал теорию синтаксических категорий, введя специальные квазиарифметические обозначения для описания синтаксических зависимостей выражений языка. В эпистемологии выдвинул концепцию, названную радикальным конвенционализмом. Она являлась радикализацией взглядов фр. конвенционалистов, в прошлом всего А. Пуанкаре и П. Дюэма. Согласно традиционному конвенционализму, основополагающие принципы естественных наук принимаются на основе конвенций. А. распространил тот самый подход на предложения наблюдения. Радикальный конвенционализм базировался на определенную теорию значения, в соответствии которой значения выражений диктуют правила принятия высказываний. Эти правила могут быть аксиоматическими, дедуктивными или эмпирическими. Совокупностью значений данного языка определяется его понятийный аппарат. Если предположить, что язык науки удовлетворяет определенным формальным условиям, напр., не содержит изолированных частей, то разрешено представить, что два понятийных аппарата являются либо тождественными, либо взаимонепереводимыми. Из этого вытекает, что если имеет местоположение конфликт между высказыванием и наблюдением, его позволительно позволить путем изменения понятийного аппарата. Коротко говоря: образ мира зависит от понятийного аппарата. В больше запоздалый отрезок времени А. отказался от радикального конвенционализма в пользу крайнего эмпиризма в духе Дж.С. Милля. А. вписал вклад и в семантическую эпистемологию. Используя результаты формальной семантики, он подверг резкой критике эпистемологический идеализм, указав, что во всех его видах это течение смешивает высказывания о переживаниях и высказывания о вещах. В философии науки А. наметил программу прагматической методологии, т.е. методологии, исследующей не столь дело ученых, сколь продукты таковый деятельности. С этой т.зр. разрабатывал общую теорию рассуждений, и в особенности ненадежных (недедуктивных) рассуждений.