Биография #1 Иван Сергеевич Бортник
Карьера: Актер
Дата рождения: 16 апреля 1939, знак зодиака овен
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших — Сатин в спектакле «На дне». В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.
Детство Ивана Бортника было как и у большинства послевоенных мольчишек. Главным воспитателем являлся двор. «Во дворе народец тот ещё, — вспоминает Иван Сергеевич. — Как сегодня помню: Володя Мужик — в длинном пальтецо черном, в прохорях, постоянно с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий — все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался».
Однажды и его взяли «на дело». Парни грабили ларек, а он стоял «на атасе». Как признается Иван Сергеевич, натерпелся он в тот раз страху! С тех пор больше в их делах он участия не принимал.
Выбор профессии
В школе точные науки давались Ивану несладко, приличные оценки он получал только по литературе. Мальчик любил вирши, да и сам кое-что пописывал. Родители, мать — лекарь филологических наук иотец — заместитель главного редактора Гослитиздата, думали, что может быть литература и станет поприщем сына.
Увлечение театром и кино пришло позже. Иван посещал Московский городской здание пионеров на Кировской, следом самодеятельную киностудию при Парке Горького. Когда он принял вывод сделаться актером, это стало для родителей полной неожиданностью.
В 1957 году Иван Бортник поступил в ГИТИС. Но позже он решил возвратить предпочтение Московскому театральному училище имени Б.В.Щукина, куда и поступил на вектор движения В. Этуша.
Дебют в кино
В 1961 году Иван Бортник окончил училище и устроился в Театр Гоголя. А в следующем году состоялся его дебют в кино.
Свою первую образ — художника Василия — Иван Бортник сыграл в драме Всеволода Воронина «Исповедь». Этот кино был создан на волне борьбы с религией. Герой Бортника Василий поступает в духовную семинарию, но разочаровавшись в служителях культа, оставляет Церковь.
Иван Бортник признается, что он сильно не понравился сам себе в этой роли: «Что-то такое: хожу, страдаю — такая голубая роль». Не изумительно, что потом этого у молодого актера нетрудно пропало возделение сниматься в кино.
Но без дела Иван Бортник не оставался. В тот отрезок времени он был весьма загружен в театре. Молодых актеров в театре было немного, так что Бортник переиграл на практике все молодежные роли. Иной раз приходилось одаривать по три спектакля в день.
Знакомство с Владимиром Высоцким
В 1967 году Иван Бортник стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Там он и познакомился с Владимиром Высоцким, для которого стал одним из самых близких друзей наравне с Всеволодом Абдуловым и Валерием Золотухиным.
«До прихода в Театр на Таганке я вообще не знал, кто таковой Высоцкий, — вспоминает Бортник. — Песен его не слушал — у меня тогда и магнитофона-то не было. Так, в каких-то компаниях звучало что-то блатное, хриплое. Подумал тогда: бес, какой-то одаренный, сидевший мужчина. И все вокруг: «Высоцкий, Высоцкий». Да кто таковой, думаю, Высоцкий? А в 67-м пришел в театр, ну и познакомились. На чем сошлись? Не знаю, видать, ребячество одно — послевоенное, влюбленность к поэзии. А следом, видимо, нрав у нас схожий».
Инна — Гулая — первая влюбленность
Первая влюбленность Ивана Бортника — актриса Инна Гулая — так и не стала его женой.
Иван Бортник: «Инна… Юношеская влюбленность, безумная совсем. Мы ни при каких обстоятельствах не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило — до мордобитий. А после этого у нее Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена — и давай на меня: «Пошел ты!..» А один раз, уже посредством немало лет, у меня раздался звонок — Инка. Встретились, стали подсоблять отношения. А затем начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: «Ваня, мне уныло, приезжай». Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочка ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: «Инна, ты что, идиотка?!» — «Да что идиотка, — отвечала она, — она мне все время в ванной бритву подкладывает». …Это все невостребованность. Инна же тогда нимало не снималась. Все ждала: вот-вот позвонят…»
В итоге Инна Гулая покончила бытие самоубийством — она отравилась, наглотавшись таблеток.
Жена
Жена Ивана Бортника Татьяна — не из актерского мира. Она окончила театрально-художественное училище, сегодня там и преподает.
Как признается сам актер: «Нелегко ей, конечно, пришлось. У меня нрав довольно нелегкий. Как говорит Юрий Петрович Любимов: «У вас крайне скверный нрав, Иван». А у меня на самом деле скверный характер: я шибко взрывной, вспыльчивый крайне, капризный. Еще Володя Высоцкий говорил: «Да Таньке при жизни нужно монумент определить за то, что она с тобой живет». Я могу наговорить такого! В течение десяти минут — взахлеб. А сквозь пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь…»
Кино. 70-е годы
Вновь в кино Иван Бортник вернулся только через восемь лет. В 1970 году он снялся в драме Павла Любимова «Впереди день». А в 1974 году он сыграл главную образ в фильме-сказке «Иван да Марья» — мудрого солдата Ивана, одержавшего победу над вздорным царем-самодуром Евстигнеем XIII.
С этого времени режиссеры все чаще звать Бортника, хотя и доставались ему в основном роли второго плана. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» и «Объяснение в любви», киноповести Николая Кошелева «Старшина» и других.
Промокашка
Поистине всенародную известность актеру принесла образ вора по кличке Промокашка в телесериале «Место встречи изменить нельзя».
Известно, что Владимир Высоцкий шибко хотел, что бы Бортник сыграл в фильме Шарапова, но это было в то время нереально. Станиславу Говорухину было без затей приказано забрать на эту образ Владимира Конкина, тот, что только что сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола.
Тогда Станислав Говорухин и предложил Бортнику образ Промокашки. Роль была на практике без слов, и Бортник на практике создал ее заново. Весь контент, тот, что есть у Промокашки, был придуман им самим. Он вспоминает:
«В сценарии как было написано: «Появляется несловоохотливый парнишка в шестиклинке…» Кепка такая. Ну и что? Стыдно же — легко являться и ничего не сообщать. Говорухин мне сказал: «Ну придумай что-нибудь». Вот я и стал придумывать. Да и то немало чего вырезали. Жаргон весь убрали. Малину помните? Там вначале всех за столом показывают, после этого каждого в отдельности. Потом бандиты уходят почивать — и все. А у меня там ещё целая развлекуха была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-то пьяным мычанием. Но актриса начинала со всей откровенностью хохотать, и ничего из этой сцены не получилось.
Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то хмурый матерящийся Славочка Говорухин. Подходит ко мне: «Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: «Руки вверх!» — наган в снег, «Руки вверх!» — револьвер в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь». На всю придумку было — покуда я надевал штаны, пиджак, пальтецо, сапоги, шарф, кепку — минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню «А на черной скамье…», думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез — засмеялся. А следом же ещё я плюнул ему в физиономия…
Когда меня повели, я подошел к нему и: «Тьфу, сука, мусорина!» Это, разумеется, убрали. Но дальше там события развивались ещё больше непредсказуемо. Говорухин набрал милиционеров, которые конвоировали нашу банду, из пенсионеров. После войны же в основном пожилые люди шли в милицию действовать. Это в текущее время молодые все. Как их называют?.. Лимитчики. И когда я плюнул, у этих пенсионеров неожиданно что-то сместилось: вот блатной! Подошел один: «Да мы тебя в текущий момент, тварь, б…ь, прямо в этом месте кончим». И это уже меня не снимают! Вот тут я испугался: ещё прибьют, думаю».
Эта образ стала своеобразной визитной карточкой Ивана Бортника. Прошло страсть сколько лет, а зрители по-прежнему, несмотря на море сыгранных им ролей, увидев актера восклицают: «Промокашка!». Он признается, что уже устал от этого. «Вы знаете, я лет десять не смотрю уже эту картину. Ни своих сцен, никаких. Даже если невзначай попадается по телевизору, честное словечко — переключаю».
Смерть Высоцкого
Как уже говорилось, Иван Бортник и Владимир Высоцкий были близкими друзьями. Когда умер Владимир Семенович, это стало для Бортника сильным ударом.
«Вечером спектакль — готовлюсь. И неожиданно открывается ворота, Таня входит: «Володя умер». Поехал в театр — там уже висит траурная надпись. И тут со мной началась истерика. Как доиграл — не помню. После спектакля мы с Любимовым поехали на квартиру к Володе. Я вошел в комнату, где он лежал, — вновь истерика. Подошла мама, Евгения Максимовна: «Ваня, Ванечка, поплачь», — гладила она меня по голове. Мне нежданно почему-то пришла в голову думка пригласить знакомого священника. Стал звякать. Так Семен Владимирович, папа Володи, закричал на меня: «Прекрати! Я коммунист, никаких священников в этом месте не будет!» … Очень тяжелые воспоминания. Поэтому все, что там писали потом его смерти… Даже уяснять текст не мог. Настолько все мелко. У меня временами на ровном месте начиналась истерика. Слезы градом. Просто вспоминал Вовку — и все».
Кино. 80-е — 90-е
Долгие годы Иван Бортник играл в кино второстепенные роли. Наконец в 1987 году Владимир Хотиненко, знакомый с Бортником по фильму «Родня», пригласил его на одну из главных ролей в кино «Зеркало для героя». Герой Бортника — Андрей — попадает в прошлое — в 1949 год. Типаж актера изумительно в аккурат лег на эту образ. Пожалуй тот самый кино во второй раз открыл зрителю этого талантливого актера.
В 1990 году Иван Бортник сыграл сторожа, расследующего мокрое дело на съемочной площадке в детективном триллере «Смерть в кино». Затем последовала главная образ в политическом детективе «Убийство на «Ждановской».
Великий артист
Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было навалом интересных ролей. Одна из лучших — Сатин в спектакле «На дне». В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати, тот самый большой артист как-то назвал Бортника гением, чем тот весьма гордится.
В настоящее время ролей в театре на практике нет. Единственный спектакль, в котором он занят — «Высоцкий». Высоцкий по-прежнему занимает в жизни Ивана Сергеевича важное местоположение. Нередко он выступает на различных вечерах, посвященных выдающемуся певцу и актеру, читает его письма.
Не намного лучше обстоят дела и в кино. Иван Сергеевич снимается самое малое, хотя предложения от режиссеров есть. «Вот вчера отказался от восьмого сценария за месяц. Просто физически худо становится, когда я читаю всю эту драматургию. Как я ее называю — «литература». Вот эта вся Донцова, сериалы какие-то… Лоттого что роли неинтересные. Один артист, недурной, между прочим, мне как-то сказал: «Да ладно, я бы и за сто долларов согласился». А мне стыдно…»
Среди последних работ в кино роли в триллере «По ту сторону волков» и в боевике Андрона Кончаловского «Антикиллер». В последней картине зрители отметили его замечательную игру в мелкий роли.
Биография #2 Иван Сергеевич Бортник
Заслуженный артист РСФСР (1986).
Народный артист России (2000).
После окончания школы поступил сперва в ГИТИС на актерский факультет, далее перешел в Щукинское училище.
В 1961 году окончил Театральное училище им. Б.Щукина, вектор движения В.Этуша.
В 1961-1967 годах — артист Театра им. Гоголя.