Биография Иван Яковлевич Билибин
Карьера: Художник
Дата рождения: 16 августа 1876, знак зодиака лев
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Октябрьской революции Билибин первоначально не принял. В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 году переехал в Париж.
Иван Яковлевич Билибин родился в семье военного врача. В 1898 г. он учился в школе А.Ажбе в Мюнхене. Два года через юноша закончил совершенный вектор движения юридического факультета Петербургского университета. Художественное образование Билибин получил в школе Общества поощрения художеств, где работал под руководством И.Е. Репина.
В 1899-1902 гг. по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал русские народные сказки: «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и брат Иванушка» и «Белая уточка». Он ещё создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула» (1902-1904), «Добрыня Никитич» (1904), «Илья Муромец» (1904), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» (1904-1905) и «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина (1906-1907). Художник стал признанным мастером так называемого «русского стиля», получал уймище оформительских заказов. В тот самый отрезок времени Билибин сотрудничал в издательствах А.Ф. Маркса, Р.Голике и А.Вильборга, «Шиповник», Московском книгоиздательстве, в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Народное образование», «Солнце России», «Художественные сокровища России» и других. Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Евгении.
В 1900 г. Билибин вошел в круг художников «Мира искусства» и участвовал без малого во всех его выставках, а 14 лет через вообще стал председателем комитета этого творческого союза.
В 1902-1904 гг. по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии, где собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. По материалам поездок он написал строй статей, а привезенные фотографии передал И.Э. Грабарю для его книги «История русского искусства».
В 1904 г. Билибин впервой обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Позже художник воплотил в жизнь эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Действо о Теофиле» Рютбефа (1907), «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Чистилище св. Патрика» П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, «Честь и месть» Ф.К. Сологуба (1908) – для театра «Лукоморье», к операм «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (1908-1909) и «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С.И. Зимина, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1913) и «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. В 1908-1909 гг. он участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и танцевальной сюиты «Пир» для антрепризы С.П. Дягилева в Париже. В 1907 году Билибин выставил в Париже и Лондоне весь строй иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, далее участвовал в выставках в Праге, Вене, Венеции, в 1910 году – на международной экспозиции.
Октябрьской революции Билибин первоначально не принял. В 1920 г. он эвакуировался совместно с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 году переехал в Париж.
В 1926-1927 гг. Билибин рисовал открытки для русских издательств Н.Карбашникова в Париже и О.Дьяковой в Берлине. С 1930 г. он стал обретать заказы от французских издательств, для которых иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок, сочинения по истории. Художник сделал серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т.п.
В 1927-1931 гг. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Царская невеста» (1930) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского(1931). В 1931 г. он оформил балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе. Кроме того, художник воплотил в жизнь эскизы фресок, иконостаса и наружных мозаик для православного храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. В 1934 г. он оформил оперу «Сказание о невидимом граде – Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова для Городского театра в Брно (Чехословакия), в 1935 – оперу «Сказка о царе Салтане» для Национального театра в Праге.
Билибин провел ещё персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества «Мир искусства» (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935).
С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936 гг.), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. В последнее десятилетие жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра.
Умер Иван Яковлевич Билибин в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.