Биография Вера Лукьяновна Белик
Карьера: Авиатор
Дата рождения: 12 июня 1921, знак зодиака близнецы
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Гвардии Лейтенант В. Л. Белик участвовала в битве за Донбасс и Северный Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам в Восточной Пруссии. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
Родилась 12 Июня 1921 года в селе Охримовка, теперь Акимовского района Запорожской области, в семье рабочего. Окончила 2 курса Московского государственного педагогического института. В Октябре 1941 года добровольно вступила в ряды Красной Армии, освоила профессия штурмана.
С Мая 1942 года в действующей армии. Штурман звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии Лейтенант В. Л. Белик участвовала в битве за Донбасс и Северный Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам в Восточной Пруссии.
К Августу 1944 года совершила 813 ночных вылетов, нанеся врагу большущий урон в технике и активный силе. В темное время суток на 25 Августа 1944 года, выполняя очередное боевое поручение, погибла северо — западнее города Замбрув ( Польша ). 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
Похоронена в городе Остроленка Варшавского воеводства ( Польша ). Её памятники установлены в Керчи и на родине, бюст — в вестибюле Московского государственного педагогического института. Её именем названы улочка и учебное заведение № 7 в Керчи, рыболовный сейнер.
* * *
Свой начальный боевой вылет Вера Белик, как и большинство её подруг, совершила в темное время суток на 9 Июня 1942 года с полевого аэродрома «Труд Горняка» в Донбассе. Бомбили живую силу врага в районе Снежного и Никифоровки.
— Чуть не опростоволосилась, — возбуждённо рассказывала она после этого посадки. — Первый же вылет ! По времени должны пересекать линию фронта, а на земле не видно ни зги. Спасибо командиру. «Бросай САБы !» — кричит. Когда они вспыхнули, траншеи — как на ладони. Тут уж я не растерялась. Остальное было делом техники…
Первый боевой вылет завершился благополучно, а затем наступила полоска неудач. Нет, виной этому была не боевая подготовка лётчиц и штурманов — началось отступление наших войск к югу. 588-й ночной бомбардировочный авиаполк, укомплектованный по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой только женщинами, в составе 218-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии отходил из Донбасса к предгорьям Кавказа.
Трудное было время. Но девушки не унывали. Они мужественно переносили тяготы отступления, а влюбленность к Родине и ненависть к врагу приумножали их силы. Летали каждую темное время суток. Зачастую без парашютов — так разрешается забрать на борт ещё 1 — 2 бомбы. Когда гибли подруги, делали за них дополнительные вылеты. 6 — 8 подъёмов в огненное небосвод войны за темное время суток ! Такое не неизменно выдерживали на У-2 более того мужчины. В 588-м полку это было нормой.
Но всему приходит финал. Прекратилось и отступление. В Августе 1942 года полк перебазировался в станицу Ассиновскую, что недалече от Грозного. Войска Северной группы Закавказского фронта закрепились на рубеже реки Терек и перешли к активной обороне. Нагрузка на женские экипажи ещё больше возросла. Они получили задачу бомбардировочными ударами деморализовать и уничтожать живую силу и технику противника, его узлы связи, штабы и переправы в районах Моздока, Прохладного, Эльхотова.
Погода в Сунженской долине, где базировался полк, отличалась неустойчивостью. Сплошная облачность и непроглядные туманы сваливались на аэровокзал, когда экипажи находились в воздухе. Опасность столкновения с горами подстерегала их каждую секунду. К тому же цели были прикрыты зенитной артиллерией, по небу беспрестанно шарили прожекторы.
Под Моздоком Вера Белик чаще всего летала с коренной москвичкой Таней Макаровой. В полку между эскадрильями и экипажами разгорелось соревнование за точный выход на мишень и снайперское разгромление её. Татьяна Макарова и Вера Белик шли в этом соревновании спереди. Сначала они разбомбили ж-д эшелон, затем уничтожили склад с боеприпасами, нанесли потрясение по вражеской колонне.
— Они в рубашках родились, — говорили о Тане и Вере подруги. — Летают наравне со всеми, более того чаще других, а на самолёте ни царапины.
— Мой начальник, — шутила в отклик Вера, — знает заветное словечко. Стоит ей начать петь — и зенитные трассы уходят в сторону.
Шутки шутками, но фортуна сопутствовала девчатам. Они твердо лидировали по точности выхода на мишень и по результативности бомбовых ударов. Однако до поры до времени. Как — то при бомбардировке переправы сквозь Терек правую нижнюю плоскость их биплана продырявил зенитный снаряд.
По всем писаным и неписаным законам девчата могли кончить полёт и возвратиться на свой аэропорт. Но Таня и Вера не сделали этого. Они не свернули с боевого курса, положили бомбы метко в мишень.
Но не так — то нетрудно оказалось оставить от цели. В легкокрылый У-2 ударил ещё единственный зенитный снаряд.
— Как Таня довела машину до аэродрома, ума не приложу, — удивлялась затем Вера.
— А кто давал мне вектор движения кратчайшего пути к дому ? — лукаво спрашивала подругу Макарова.
Вскоре потом этого вылета командующий 4-й Воздушной армией Генерал К. А. Вершинин вручил Вере Белик орден Красной Звезды. Кроме неё получили боевые награды ещё больше 30 девушек полка. Это произошло 27 Сентября. А в Октябре командующий Воздушной армией, выступая на общем собрании полка, сказал слова, которые ветераны части помнят до сих пор.
— Вы самые красивые девушки в мире, — говорил Вершинин, — оттого что краса ваша содержится не в накрашенных губах и бровях, а в том прекрасном душевном порыве, с которым вы ведёте борьбу за фортуна и свободу нашей Родины. Нельзя индифферентно глядеть, как маленькие, хрупкие девушки поднимают для маскировки самолёта целые деревья, как лётчицы мастерски управляют самолётом, как девушки — вооруженцы подвешивают бомбы, которые тяжелее их собственного веса. Ваша служба шибко нелегкая, но и благодарная…
Период боевых действий под Моздоком ознаменовался ещё двумя важными событиями. Во — первых, экипажи стали летать на боевые задания парами — единственный освещал мишень и подавлял зенитные средства противника, второй в это время бомбил. И во — вторых, в 218-ю авиадивизию влился 899-й ночной авиационный полк, лётный состав которого действовал также на У-2. Только в том полку не было ни одной женщины.
Началось негласное соревнование между мужским и женским полками. Главным в нём была взаимовыручка. В Феврале 1943 года мужчины первыми поздравили лётчиц, когда 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк Указом Президиума Верховного Совета СССР был переименован в 46-й Гвардейский.
Весной 1943 года началось знаменитое воздушное сражение над Кубанью. К тому времени войска Северо — Кавказского фронта, продолжая штурмование, отбросили врага на Таманский полуостров и к 16 Марта вышли на предел Анастасиевская, Троицкая, реченька Вторая, Новороссийск, удерживая плацдарм на полуострове Мысхако, тот, что вошёл в историю Великой Отечественной войны под названием Малая почва.
В начале Апреля на Кубани шли сильные дожди. Полевые аэродромы раскисли. Даже У-2 взлетали с трудом. Но девушки продолжали наносить удары по врагу. На подвиги их вдохновляло воззвание Военного совета 18-й десантной армии к защитникам Малой земли: «Клянёмся своими боевыми знаменами, именами наших жен и детей, именем нашей любимой Родины, клянёмся выстоять в предстоящих схватках с врагом, перемолоть его силы и очистить Тамань от фашистских мерзавцев. Превратим Малую землю в большую могилу для гитлеровцев !»
В Апреле ночи стояли лунные, светлые, и супостат стал просторно употреблять супротив наших ночных бомбардировщиков свои истребители. В одну из таких ночей от прямого попадания снаряда в кабину погибла Дуся Носаль. Но самолёт вернулся на аэровокзал. Его привела штурман Ирина Каширина. Носаль первой в полку было присвоено звание Героя Советского Союза, а Каширина удостоилась ордена Красного Знамени.
Евдокия Носаль мечтала сделаться первой в полку «тысячницей» ( произвести 1000 боевых вылетов ). После её гибели за тот самый предел стали сражаться многие лётчицы и штурманы полка. Особенно старалась Вера Белик. Когда Татьяна Макарова как видавший виды инструктор вводила в строй молодых лётчиц, она при каждый возможности вылетала на боевое поручение с другими командирами экипажей.
— Обходит меня штурман, — в шутку жаловалась Татьяна подругам.
— Зато твои ученицы становятся отличными воздушными бойцами.
10 Июня полку вручали Гвардейское полотнище стяга. На торжественной церемонии присутствовал командующий 4-й Воздушной армией генерал К. А. Вершинин. Командир полка Подполковник Е. Д. Бершанская произнесла слова клятвы:
— Товарищи ! Принимая полотнище стяга, дадим клятву советскому народу, что высокое звание Гвардейцев оправдаем с честью в жестоких боях с врагом. Мы, женщины — воины, высокомерно пронесём Гвардейское полотнище стяга посредством фронты Отечественной войны до окончательного разгрома врага. Будем преданно служить Родине, ограждать её мужественно и умело, не щадя своих сил, крови и самой жизни.
— Клянёмся ! — звук Веры Белик влился в хоровой коллектив сотни голосов девушек.
Всё лето экипажи 46-го Гвардейского полка летали на бомбардировку активный силы и техники противника. Немцы вынуждены были применить супротив легкокрылых У-2 ночные истребители. В темное время суток на 1 Августа не вернулись с задания безотлагательно 4 экипажа. Но не дрогнули Гвардейцы. Они снизили высоту полёта над целью и увеличили бомбовую нагрузку. Инициатором этих починов в числе других был и экипаж Татьяны Макаровой и Веры Белик.
С 10 по 16 Сентября 1943 года войска Северо — Кавказского фронта прорвали «Голубую линию» врага, начали к ликвидации их Таманского плацдарма. Напряжение возросло. Вера Белик вылетала по 6 — 8 раз за темное время суток. Не отставали от неё и другие штурманы. Полк заслужил признательность наземных войск.
«Наши лётчики, — писал потом войны Главный маршал авиации К. А. Вершинин, — благополучно громили с воздуха отступающие в Крым остатки разгромленной на Тамани группировки вражеских войск, нанося удары по портам их погрузки и выгрузки. Особенно отличился 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный дамский полк, которым командовала Подполковник Е. Д. Бершанская. Лётчицы этого полка самоотверженно выполняли сложные боевые задания, проявляя героизм и мужество. За участие в боях по освобождению от противника Таманского полуострова полку было присвоено наименование «Таманский».
Весть о новой высокой оценке боевых действий полка совпала с началом полётов в районе Керчи. Гвардейцы ликовали. Только по лицу Веры Белик нет — нет да и пробегала тень тревоги. Ей предстояло вылетать в район города, где она выросла, куда мечтала потом окончания института возвратиться с дипломом, обучать детей.
Татьяна Макарова превосходно понимала состояние подруги, старалась отвлечь её от грустных мыслей.
— Вот как бывает, — оторопело говорила Вера, — бегаешь девчонкой босиком по пыльной улице, а опосля самой эту улицу разрушать…
— Не необходимо, Вера, — попыталась застопорить подругу присутствовавшая при разговоре Марина Чечнёва.
— Нет, надобно ! — как снег на голову жёстко сказала Вера. — Не для сочувствия и жалости к себе говорю, а чтобы злее быть. Ты, Марина, вспомни, как в Июле 1941 горел в Москве твой жилье. Так его они, фашисты, подожгли, а я родное мне вынуждена сама уничтожать. Но всё одинаково только за одно то, что фашисты по улицам Керчи ходят, я готова там всё с землёй сровнять…
Вера не пропустила ни одного боевого вылета в район города. Как и раньше, она при первой возможности летала с другими девушками: чем больше вылетов, тем быстрее придёт воля в родную Керчь.
46-й Гвардейский полк по — прежнему взаимодействовал с 889-м. В темное время суток на 3 Ноября они снабжали высадку морского десанта в районе Маяк — Еникале. В числе 50 экипажей Татьяна Макарова и Вера Белик с интервалом в одну минуту наносили бомбовые удары по войскам противника до самого рассвета.
Большую содействие оказали девушки и морскому десанту под командованием В. Ф. Гладкова, тот, что высадился в районе Эльтигена. Но в этом месте экипажи вынуждены были не бомбить противника, а осуществлять образ транспортников. Требовалась срочная доставка десанту боеприпасов и продовольствия.
Летать приходилось на высоте не больше 300 метров. Видимость была отвратительная. При подлёте к цели экипажи У-2 обстреливались крупнокалиберными пулемётами с катеров врага, блокировавших десант с моря. Но это не могло застопорить мужественных девушек. Они знали, что от их поддержки на сто процентов зависит фарт операции.
11 Апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии перешли в атакование с плацдарма на Керченском полуострове. 46-й Гвардейский полк получил необычную задачу: с наступлением сумерек освещать САБами пути отхода противника, чтобы облегчить штурмование наших войск. Конвейер, одним из звеньев которого был экипаж Макарова — Белик, действовал безупречно. 24 Апреля 1944 года за участие в освобождении города Феодосии полк удостоился ордена Красного Знамени.
Сапун — гора, Малахов курган, скопление войск и пехоты на окраине и в центре города, причалы в бухтах — это объекты, по которым Вера Белик наносила бомбовые удары при освобождении Севастополя. Последний вылет был в темное время суток на 12 Мая для удара по врагу на мысе Херсонес. А спереди мужественную девушку ждали вылеты в Белоруссии, куда ещё раньше перебазировались полки и дивизии 4-й Воздушной армии.
На 2-м Белорусском фронте девушкиы вступили в мордобой в разгар наступления. Темпы его были невиданными. С 23 по 30 Июля им пришлось новости боевую работу с 10 аэродромов.
— Ну и местность, — тихонько охала Вера Белик, — леса и болота, характерных ориентиров без малого нет. Как тут не заблудиться !
Однако они с Татьяной Макаровой, как, хотя вообще-то, и все остальные экипажи полка, ни разу не потеряли ориентировки. Между тем летать приходилось не только ночью, но и днём. Громили разрозненные группировки врагов, которые вслед за тем Минского котла отступали на запад. Был более того эпизод, когда лётчицы сообща с солдатами батальона аэродромного обеспечения захватили в плен остатки крупного немецкого штаба во главе с Генералом.
За время Белорусской операции, которая завершилась выходом наших войск на рубеж с Польшей, экипажи полка совершили 1735 боевых вылетов. Одно из первых мест по количеству выполненных боевых заданий посреди штурманов держала Вера Белик.
— Надо воплотить в существование мечту Дуси Носаль, — говорила она подругам. — Тысячный вылет ! Это же звучит.
Но не суждено было Вере Белик сделаться «тысячницей». В конце Августа 1944 года во время выполнения боевого задания она погибла сообща с Татьяной Макаровой в районе Остроленки, в Польше.
Жива память о геройском поступке штурмана Веры Белик. Её имя присвоено одной из школ города — героя Керчи. Её помнят не только однополчане, но и обитатели Москвы, откель она добровольно ушла на фронт.