Биография Александр Николаевич Афиногенов Aleksandr Afinogenov
Карьера: Драматург
Дата рождения: 4 апреля 1904, знак зодиака овен
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Русский драматург, публицист, теоретик драмы.
Родился 22 марта (4 апреля) 1904 в г.Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, в дальнейшем ставшего писателем (псевдоним Н.Степной), и учительницы. С 1922 член ВКП(б). В 1924 окончил Московский институт журналистики, в 1927–1929 заведующий литературной частью 1-го Московского Рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов Афиногенов – единственный из руководителей РАПП, с 1934 – член президиума правления Союза писателей СССР, редактор журнала «Театр и драматургия».
Как литератор начал со стихов и поэмы Город; первая пьеса Роберт Тим (1923) – об английских «луддитах», разрушителях машин, – тотчас выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах По ту сторону щели (1926) по Дж.Лондону, На переломе (1927), Гляди в оба (1927) и Малиновое варенье (1928), заряженных злободневным пропагандистским пафосом (битва со шпионажем, «обуржуазиванием» и т.п.).
Попытка вручить образ «идеального» (и при этом, в духе времени, энтузиастически-страстного) человека, противостоящего массовым порокам и заблуждениям (бюрократическому засилью, антисемитизму), – в пьесе Афиногенова Чудак (1929). За ней последовало одно из вершинных произведений Афиногенова – пьеса Страх (1931), где устами профессора Бородина, в русле ещё только овладевающей европейскими умами философии экзистенциализма, говорится о неких вневременных и внесоциальных «определителях» человеческого бытия – страхе и голоде, а кроме того о том, что «мы живем в эпоху великого страха». Первый вариант пьесы был запрещен цензурой, во втором убраны упоминания о карательных органах, введен образ пламенной старой большевички Клары – оппонента Бородина, выступающей от имени «народа», носителя партийных идей. Своеобразным продолжением Страха явилась пьеса Ложь, тонко отразившая атмосферу постоянной «маскировки» людей 1930-х годов, когда приходилось утаивать происхождение, родственные связи, взгляды.
В русле давней европейской культурной традиции лежит концепция пьесы Далекое (1933), где физическая кончина трактуется как неизбежное обстоятельство духовного обновления. Пафосом интернациональной солидарности с борцами-антифашистами проникнута пьеса Салют, Испания! (1936). Драма Мать своих детей (1939) посвящена внутрисемейному конфликту поколений. Одна из самых любимых публикой пьес Афиногенова – Машенька (1940), согретая теплом доверия к чистому детскому сердцу, способному растопить лед чиновных душ, трогательно-сентиментальная, вносящая, по точному наблюдению критиков (И.Л.Вишневская и др.), «диккенсовскую» струю в отечественную драматургию. Пьеса Афиногенова Накануне (1941), написанная уже в дни войны, выражала уверенность в неизбежной победе – следуя не только официальной пропаганде и искреннему настрою тогдашнего общества, но и собственному глубинному оптимизму драматурга, неизменно разрешающему в гуманном ключе острые конфликты. Яркая театральность афиногеновских пьес, динамизм, злободневность, запоминающаяся «типажность» обеспечили им долговременную сценическую бытие.
Афиногенов выступал ещё как теоретик драмы и сценический критик. Отвергая сначала академическую театральную школу во имя «нового» искусства в духе Пролеткульта, он исподволь приходит к признанию и изучению традиции русской классической драматургии с ее обостренным психологизмом и социальным критицизмом (раньше всего А.П.Чехова). С последним связано и утверждение Афиногенова, в полемике с Н.Погодиным и Вс.Вишневским, «комнатной драмы» – в противовес панорамной «драме с открытым небом» и множеством действующих лиц, что привело в итоге к резкой критике Афиногенова, его политическому остракизму и более того временному исключению (1937–1939) из рядов ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны Афиногенов возглавлял писательский отдел Совинформбюро.
Умер Афиногенов в Москве 29 октября 1941.