Биография #1 Александр Гаврилович Абдулов
Карьера: Актер
Дата рождения: 29 мая 1953, знак зодиака близнецы
Место рождения: Тобольск, Россия. Российская Федерация
Александр Абдулов — известный советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер. Родился 29 мая 1953 года. Александр Абдулов снялся в 113 фильмах и сериалах. Помимо этого, Александр Абдулов являлся актером театра «Ленком».
Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске в театральной семье. Благодаря отцу режиссеру он в пятилетнем возрасте вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлевские куранты». Абдулов дважды приезжал в Москву сдавать экзамены. Первая попытка поступить в Щепкинское училище была неудачной, и он вернулся домой, где прямиком отправился в пединститут на факультет физкультуры. Однако уже сквозь год благополучно сдал экзамены в ГИТИС на вектор движения И.М. Раевского.
Судьбоносной стала саммит молодого артиста и режиссера и руководителя театра «Ленком» Марка Захарова , тот, что отметил его игру в дипломном спектакле. Он не только пригласил Абдулова в труппу театра, но и снял своих в лучших картинах: «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый-самый Мюнхгаузен», «Дом, тот, что построил Свифт», «Уударять Дракона».
За образ в спектакле «Варвар и еретик», театральной постановкой которого кроме того возглавлял Захаров, Абдулов получил высшие театральные премии, «Хрустальную Турандот» и премию фонда Станиславского.
Биография #2 Александр Гаврилович Абдулов
Родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске, в театральной семье. Отец – Абдулов Гавриил Данилович, был создателем и художественным руководителем первого в Средней Азии русского драматического театра в городе Фергане. Мать – Абдулова Людмила Александровна.
Актерская карьера Александра Абдулова началась в пятилетнем возрасте, когда он вкупе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлевские куранты». Отец для Александра завсегда был и остается главным действующим лицом, память о нем, по словам самого актера, – это самое прекрасное, что у него есть в жизни. Отец воспитал в Александре касательство к театру как к Храму.
Несмотря на то что актерская стезя Абдулову была предопределена, в юности он о ней не помышлял: занимался музыкой и спортом. Музыкальными кумирами для него всю дорогу служили «Beatles». Актер этого ни при каких обстоятельствах не скрывал и в последнем своем авторском фильме «Бременские музыканты и Кє» ещё раз продемонстрировал свою влюбленность к великим музыкантам.
Значительных успехов Александр Абдулов добился в спорте. Профессионально занимаясь фехтованием, он был удостоен звания мастера спорта СССР. Поначалу более того хотел связать свою бытие со спортом и поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако сквозь год театр взял близкое, и Абдулов удачно сдал экзамены в ГИТИС и поступил на вектор движения И.М. Раевского.
В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас «Ленком») на главную образ лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева «В списках не значился». За эту образ он был удостоен премии «Театральная весна». Эта образ определила дальнейшую актерскую судьбу Александра Абдулова.
Характерными чертами артистического дарования А. Абдулова завсегда были сценическое обаяние, внутренняя и внешняя пластичность, сильный темперамент и самоирония. Такие качества позволили актеру сформировать на сцене «Ленкома» строй интереснейших образов, ставших «визитной карточкой» театра. Это – Хоакин («Звезда и кончина Хоакина Мурьетты» Пабло Неруды), Фернандо Лопес и Человек театра («”Юнона” и “Авось”» А. Вознесенского и А. Рыбникова), Никита («Жестокие игры» А. Арбузова), Трубецкой («Школа для эмигрантов» Д. Липскерова), Менахем Мендель («Поминальная молитва» Г. Горина).
В своих театральных работах А. Абдулов завсегда поражал непредсказуемостью выбора ролей и масштабностью характеров героев. Для таких на первостепеннный точка зрения несвойственных его амплуа образов, как Верховенский («Диктатура совести» М. Шатрова) и Сиплый («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), артист использовал в особенности яркие и безжалостные краски.
Самой значительной своей ролью в театре А. Абдулов считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» – спектакле «Варвар и еретик». За эту образ А. Абдулов был удостоен премии «Фонда К.С. Станиславского» и «Хрустальной Турандот», а кроме того отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Е. Леонова. Этого персонажа он считает близким себе по духу. «Я по натуре игрок», – говорит артист.
А. Абдулов всю дорогу с благодарностью вспоминает великих русских актеров, с которыми ему пришлось увидаться в работе. Среди них в прошлом всего Евгений Леонов и Татьяна Пельтцер. С последней его связывали не только партнерские отношения в знаменитом спектакле «Поминальная молитва», но и настоящая приятельство.
Непокорный нрав А. Абдулова зачастую вызывал неудовольствие чиновников от культуры, которые порой требовали более того закрытия спектаклей с его участием и вычеркивали из списка претендентов на награды.
Начиная с середины 1970-х годов А. Абдулов стал активно сниматься в кино. Здесь проявились такие его актерские качества, как тоненький лиризм и глубина психологического проникновения в образ. Его романтические, рефлексирующие, умные и кот наплакал грустные герои стали в определенной степени символом поколения 1970-х и 1980-х годов. Однако артист ни чуточки не стремился применять только эти свойства своего таланта. Он старался разнообразить кинематографическую палитру и игрывать самые разные роли: от героев-любовников до грубо характерных и более того гротескных персонажей.
Широкая известность и популярность пришли к А. Абдулову вслед за тем роли Медведя в телефильме М. Захарова по знаменитой пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (1978). В этом фильме наметился оригинальный актерский почерк А. Абдулова: толково очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя, великолепная пластика, ум и неповторимая лирическая интонация.
За время работы в кино артист снялся больше чем в 120 фильмах. Особенное признание зрителей получили такие его герои, как Митя в мелодраме П. Арсенова «С любимыми не расставайтесь» (1979), Никита в «Карнавале» Т. Лиозновой (1981), Робер из детектива А. Суриковой «Ищите женщину» (1982), лирический герой Иван из «Чародеев» (1982) и др.
Незаурядный дар позволяет Александру Абдулову с равным успехом исполнять разноплановые роли, снимаясь в картинах различных жанров и у разных режиссеров. Он снимался в комедиях: «Формула любви» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Анекдоты» (1990); драмах – «Храни меня, мой талисман» (1986), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «Над темной водой» (1992), «Тюремный романс» (1993), «Грех. История страсти» (1993); детективах и исторических фильмах: «Тайны мадам Вонг» (1986), «Десять негритят» (1987), «Филер» (1987), «Гардемарины, вперед!» (1987).
Интересно и продуктивно А. Абдулов работал с режиссером Виктором Сергеевым – «Гений» (1991), «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992). Для одного из фильмов этого режиссера – «Шизофрении» (1997) – артист написал сценарий.
Заметным событием в творчестве А. Абдулова и российском кинематографе в целом стало его сотрудничество с режиссером Сергеем Соловьевым («Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»; 1989), а ещё участие в фильмах своего учителя Марка Захарова. Марка Анатольевича артист называет своим вторым отцом и «виновником» того, чего он добился в творчестве.
Незаурядная физическая форма позволяла А. Абдулову на практике во всех своих фильмах стоить без дублеров. На одном из кинофестивалей он более того получил приз как наилучший каскадер за трюк в фильме «Уударять дракона» (1988).
В киноролях последних лет наглядно отразилось духовное совершенствование актера. Одной из самых значительных ролей конца XX века в его исполнении стал профессор Каштанов в фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты» (2000). В этом образе А. Абдулову удалось приметить и открыть тонкость, лиризм и философичность натуры своего героя, что роднило его с персонажами чеховской драматургии.
В 2000 году состоялся режиссерский дебют А. Абдулова в игровом кино (раньше он снял полудокументальный кино «Храм должен остаться храмом») – «Бременские музыканты и Кє» – мюзикл по мотивам известной сказки. Этот кино стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. Съемки картины проходили как в России (Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии), так и в других странах: Азербайджане, Египте, ЮАР и более того на острове Бали. В процессе работы картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор считает свой кино не традиционной, известной всем сказкой о зверях-музыкантах, а, по его словам, рассказом о бродячих актерах, в котором отразилась в том числе и фатум самого Александра Абдулова, поехавшего в юности из далекой Ферганы «завоевывать» Москву. Режиссер утверждает, что ему удалось снять кино только при помощи его многочисленных друзей. Это касается и финансовой стороны: на кино не было потрачено ни копейки государственных денег. Сам автор сыграл в своем фильме Шута, от лица которого ведется повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актеры кино – целое созвездие, элита российского кинематографа. Финал фильма, когда Бременские музыканты появляются на экране в костюмах «Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и улетают на «Желтой подводной лодке», А. Абдулов считает данью своей любви к «Beatles» и поклоном ушедшему веку.
Главной мыслью и более того девизом своего фильма А. Абдулов считает строки из знаменитой песни: «Ничего на свете лучше нет, чем гулять друзьям по белу свету…». Актерское братство, взаимовыручка, самоотверженность для А. Абдулова – не пустые слова, а жизненное кредо.
В 2001–2004 годах Александр Гавриилович снялся в картинах «Желтый карлик» Д. Астрахана, «NEXT» и «NEXT-2» О. Фомина, «О любви» С. Соловьева, «Ледниковый период» А. Буравского, «Мастер и Маргарита» В. Бортко и других. Его служба в фильме «NEXT» отмечена призом «За лучшую мужскую образ первого плана» на фестивале «Сполохи» (Архангельск, 2002). В 2002 году Александр Абдулов был признан лучшим актером года на кинофестивале «Виват, Россия!».
А. Абдулов обладает незаурядным организаторским талантом. В среде творческой и предпринимательской интеллигенции огромным успехом пользовались благотворительные вечера «На задворках», организованные А. Абдуловым. Средства от этих вечеров направлялись на шефскую поддержка детским домам и неимущим людям. При его непосредственном участии был по сути дела возрожден Московский международный кинофестиваль, тот, что артист возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году артист организовал и до этого времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами «Антрепризы Александра Абдулова» и театра «Ленком» был отреставрирован и передан Русской Православной Церкви собор Рождества Богородицы в Путинках.
Друзья и коллеги А. Абдулова говорят о нем как об крайне надежном человеке, тот, что в трудную минуту вечно приходит на поддержка.
В 1986 году А. Абдулов был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1991 году – «Народный артист России». В 1997 году ему был вручен орден Почета.
Актер удостоен премии «Чайка» (ТВ-6, 1997) и продюсерской премии «Золотой овен» – «Человеку кинематографического года» («Кинотавр», 1998), отмечен Дипломом за лучшую мужскую образ за кино «Шизофрения» на V Всероссийском кинофестивале «Виват, кино России!» (1997), призом за лучшую мужскую образ в фильме Э. Рязанова «Тихие омуты» на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000), призом «Золотая подкова» за режиссуру фильма «Бременские музыканты и К» на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001), призом «Странник» Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге.
Жил и работал в Москве.