Биография Владимир Михайлович Бочаров
Карьера: Герой
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
Родился в семье машиниста паровоза. Русский. Окончил 9 классов средней школы № 42 в г. Курске.
В РККА с 1928 г. В 1928 г. поступил в Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников, следом был переведен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в Оренбурге, которую окончил в 1931 г.
Служил в 40-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. В учебных воздушных боях являл необыкновенное упорство и волю к победе. Участвовал в ежегодных первомайских и ноябрьских воздушных парадах над Красной площадью.
В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке старшой лейтенант Бочаров был награжден орденом Красной Звезды.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании под псевдонимом «Хосе Галарс». Прибыл в Испанию в начале ноября 1936 г.в составе группы советских летчиков под командованием капитана Тархова. Летал на И-16. Командовал авиаотрядом.
10.11.36 г. в 13-20 на аэропорт Алькала из Альбасете перелетели 16 истребителей И-16. Добрая весть о прибытии пополнения подняла расположение, а таковой особенный для своего времени авиалайнер вызвал заинтересованность у многих. Бочаров поднявший свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Даже летчики эскадрильи И-15, видевшие как летают на этом самолете на родине, видели таковый пилотаж впервой.
Рассказывает генерал-майор авиации Кондрат: «Володя Бочаров, — виртуоз… Полковник Хулио — сдержанный, невозмутимый Пумпур, закончив недлинный расклад о новом советском истребителе, поискал глазами кого-то, поманил рукой. От группы наших ребят отошел пилот, на ходу надев шлем…
— Хосе Галарс.
Пумпур знал, кому доверить полет: Бочаров служил в той же прославленной Витебской авиабригаде, откель были и Смушкевич, и сам он, Пумпур…
Володя нетрудно, с подчеркнутым шиком сел в кабину, кинул очки со лба на глаза… Я также летал на И-16, но сейчас мне казалось, что у Бочарова он и разбегается как-то быстрее, и оторвался от земли раньше обычного. Оторвался — и безотлагательно круто пошел вверх.
Я, было, подумал, что мотору не выудить. Но двигатель вытянул. Бочаров положил авиалайнер на крыло, по спирали забирая все выше и выше. Сделал немного фигур, и все у него выходили изящно и скоро.
Но вот он внезапно низвергся в крутом пике вниз. Пора вылезать, давнехонько пора, а он тянет… «ишачок» без малого у самой земли выпрямил полет, что называется, постриг аэродромную траву — и сызнова понесся по дуге в комплект, на тот самый раз, чуть-чуть не касаясь крылом земли…
Когда Бочаров подрулил и спрыгнул на землю, бросились заключать в объятья его… Хосе стоял, сняв шлем, смущенно отбиваясь от похвал:
— Да ну что вы, пустяки…
Дерзко, смело летал и полковник Хулио — Пумпур, виртуозно водил машину Пабло Паланкар — Рычагов, немало других талантливых летчиков приехали в Испанию, но Хосе — Володя Бочаров был недосягаем.
Он мне безотложно понравился ещё и своей необыкновенной скромностью. Вытер потное физиономия, отошел и сел под оливой, вроде бы нисколько не он только что заставил дрогнуть сердца также неблизко не новичков в авиации. Я подошел, присел рядом.
— Силен ты, чертяка! Боязно было за тебя.
— Да чего там, — отмахнулся он.
Разговорились. Оказалось, наши пути пересекались. В небе и на земле. Не так давнехонько, когда был, как его называли, первостепеннный скоростной первомайский авиационный парад. Демонстрировались новые истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Парад прошел безукоризненно. Вечером его участников пригласили в Кремль… Володя молчит. Неожиданно застенчивая улыбка трогает его задумчивые глаза.
— Орден я потому что тогда получил.
— А мне Ворошилов именной патефон вручил.
— Да… — позже долгой паузы уныло выдохнул Володя. — Кажется, все так давнехонько было. И так далеко».
13.11.36 г. в 15.00 на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолетов: 5 «юнкерсов» и 3 Не.46 под прикрытием эскадрильи 12 Не.51 и 6 «фиатов». На перехват поднялись 12 И-15 во главе с Рычаговым и 12 И-16 во главе с Тарховым…
Константин Колесников, ставший позже этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: «Первый воздушный махач, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою юный истребительной части пришлось увидаться впервой с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели навык боев с республиканской авиацией на мадридском фронте. В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли только вследствие того что, что переоценили себя и, связавшись сию минуту с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас»…
Отчет К. Колесникова дополняет инфа противоположной стороны. Звено командира эскадрильи Крафта Эберхардта (Kraft Eberhardt), имевшего на счету 6 побед и в котором видели нового Рихтгофена, осталось прикрывать бомбардировщики, другая же доля немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские летчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала оставлять поле боя. Намереваясь воспроизвести потрясение, И-16 вслед за тем первой атаки пошли на вертикаль. В тот самый миг немецкие летчики из группы прикрытия, остававшиеся незамеченными, штурмовали советские истребители…
Иван Кравченко, левый ведомый Владимира Бочарова, вспоминал: «В крайний момент, заметив угроза, Бочаров грубо бросает свою машину в крутое пикирование с левым разворотом и, чуть-чуть не задев крыло моего самолета, уходит вниз, под облака. Мы с Костей Дубковым – оба его ведомые – в то же время, с удивительной синхронностью, кроме того устремляемся в пикирование, и пробив облака, начинаем выискивать своего командира». Так и не обнаружив Владимира ни в воздухе, ни на земле, ведомые в мрачном настроении отправились на аэровокзал. Как стало известно позднее, очереди вражеских истребителей все-таки попали в истребитель Бочарова, а сам он, раненный, нашел в себе силы за пределами аэродрома, мастерски, на шасси, усадить авиалайнер. Все было сделано верно за исключением одной, роковой, ошибки – он сел на вражескую территорию.
Раненый совдеповский пилот попал в плен и был зверски замучен мятежниками. Его возили по улицам для разжигания ненависти к СССР, долговременно пытали, а потом обезглавили…
Спустя два дня на аэропорт Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский авиалайнер сбросил на парашюте ящик. Вутаил его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну товарищи установили, что это останки Владимира Бочарова.
В записке, вложенной в ящик, говорилось: «Это дар командующему ВВС «красных», пускай знает, что ждет его самого и его красных крыс — большевиков!».
Перевезённые в морг останки были продемонстрированы иностранным корреспондентам, которые были потрясены этим актом жестокости. Фотографии с соответствующими подписями попали во многие зарубежные газеты.
Неожиданный международный резонанс, вызванный этим событием, заставил генерала Франко определить расследование, которое, как и следовало ждать, ни к чему не привело.
Весть об этом варварстве в два счета облетела отряды ополченцев и милиционеров республиканских войск, тут же решивших расстреливать ещё в воздухе спускавшихся на парашютах пилотов сбитых самолётов, наивно считая, что это могут быть только вражеские лётчики. К сожалению, это было вдалеке не так. Жертвами обстрела с земли стали некоторые республиканские лётчики.
31.12.36 г. капитану Бочарову Владимиру Михайловичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.
Именем героя названа улочка в Курске. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска, а в сквере подле школы, в которой он учился — бюст Героя.