Биография Рубиновая атака Rubinovaia ataka
Карьера: Музыкант
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Рубиновая Атака» — группа, исполнявшая жесткий ритм-энд-блюз и все 70-е году стабильно державшая первое место в рейтинге популярности столичных англоязычных рок-коллективов.
В основании истории «Рубиновой Атаки» лежит группа «The Saints» («Святые»), которую в 1967 году в подвале ЖЭКа на Петровско-Разумовской улице организовали Евгений Авилов (бас), Александр Меншагин (барабаны), Юрий Водопьянов (вокал), Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара). Группа исполняла произведения из репертуара «The Shadows», «The Ventures», «The Beatles», «The Monkees» и др.
В 1968 году Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара) собрали собственную группу — «Рубины». Кроме них в состав вошли Сергей «Баски» Лешенко (бас, вокал) и Александр Самойлов (барабаны). Первый концерт новой группы состоялся зимой 1967 года на репетиционной базе, в актовом зале Института физики земли им. О.Ю. Шмидта после этого торжественного заседания. «Рубины» исполняли инструментальные обработки «Битлз» и «Шедоуз». На следующий потом концерта день заведующий залом вызвал к себе музыкантов и заявил: «Такой джаз нас не устраивает. Нам нужен реальный танцевальный оркестр». После этого «Рубинам» пришлось разыскивать новую репетиционную базу.
После того, как в 1969 году группу покинул Тегин, «Рубины» для усиления названия были переименованы в «Рубиновую Атаку». Зато запел Баски и у группы появился звук, потому что раньше и «Святые», и «Рубины» исполняли только инструментальные композиции. Но репертуар группы по-прежнему составляли только англоязычные песни, так как по мнению Рацкевича «рок-музыка должна исполняться на языке оригинала».
Летом 1972 года, когда Лешенко и Самойлов уехали переводить дыхание на юг, Рацкевичу захотелось поиграть жесткое буги (дух Вудстока был тогда силен в Москве) и он позвал для этого ритм-секцию из группы «Садко», базировавшейся сообща с «Атакой», т.е. — Александра Зайцева (бас) и Сергея Шевелева (ударные), коллеги которых (Ситковецкий и Кельми) кроме того свалили на море. Проект получил наименование «Високосное Лето», да так и остался, когда двое других музыкантов «Садко» вернулись в столицу, а Рацевич ещё присоединился к Лешенко и Самойлову. А 1973 году, вслед за тем реорганизации, произошедшем в «Високосном Лете» Зайцев и Шевелев сменили в «Атаке» Самойлова и Лешенко. (Именно тот самый состав снят в знаменитом фильме, ставшем артефактом, «Шесть писем о бите».)
В 1976 году ещё меняется состав: с Рацкевичем сейчас работают Илья Дубровский (вокал, бас) и Борис Панкратов (ударные). Группа меняет и стили, и имидж, пробуя себя то в жестком харде, то в глэме, многое из этого Рацкевич делает в Москве первым. Из-за постоянных преследований властей группа все время вынуждена поменять близкое наименование, и на сцену выходит под именем «Цитадель». В 1980 году она стала зваться «Теннис» (1980) — но это все одинаково Рацкелла.
В 1981 году происходит новая передышка состава, с Рацкевичем играют Андрей Туманов (бас, позже — «Альянс») и Сергей Сафонов (ударные, позже — «Альфа»). В 1982 году Рацкевич вернул группе старое наименование «Рубины», тем паче, что в составе снова появился Баски. Третьим участником группы стал Александр Журавлев, игравший на клавишном агрегате «Casio», а четвертым — драмс-машинка. Этот состав стал победителем фестиваля в Долгопрудном в 1983 году.
В 1984 году Рацкевич сообща с клавишником Николаем Ширяевым собирает план «Вектор», исполнявший танцевальную музыку в стиле брэйк-дэнс. На сцену сообща с музыкантами выходит танцевальная брэйк-дэнс-группа. В то время это считалось верхом крутизны. Разумеется, в конце 80-х Рацкевич двинулся дальше в толщу музыкальных опытов и совместно с клавишником Олегом Литвишко проник в сферу нью-эйджа и электронной музыки, где и находится по этот день.
В 1988 г. Рацкевич вкупе с Шумовым создали объединение «Лава» для поддержки музыкантов, играющих «нестандартную музыку с радикальными элементами». В 1989 г. «Лава» инициировала на фирме «Мелодия» выпуск 4 пластинок с записями экспериментальной музыки, на которых вышли в свет композиции «Ночного Проспекта», «Союза композиторов» Василия Шумова и самого Рацкевича.
В том же 1989 году Сергей «Баски» Лешенко и Илья Дубровский возродили под лейблом «Рубиновой Атаки» концертный состав, исполняющий рок-н-рольные стандарты, — в него кроме того вошли Сергей Шевелев («Рубиновая Атака»-73, барабаны), и немного молодых музыкантов — Котов Николай (ударные), Георгиев Александр (ритм-гитара), Пономарев Дмитрий (клавиши). «Жаль, что без меня!» — прокомментировал это событие Рацкевич.
В 1993 году Баски собрал группу «Juk box» в сотаве: Баски — вокал, гитара, Евгений Полянский — бас, Александр Карпет — гитара, Юрат Харуллин — клавиши, Алексей Сикорский (брат Александра Сикорского, руководителя старинной группы «Атланты») — барабаны. Впрочем, барабанщиков в «Juk box» сменилось достаточно хоть отбавляй, последним работал Николай Быков, выступающий в текущее время в составе Рацкевича. Последний год Баски играл на пару с Евгением Полянским, пересевшего за клавиши. «Juk box» по-прежнему исполнял традиционную музыку и просуществовал до февраля 1997 года. Ныне Баски пишет музыку в экспериментальных жанрах.
То, что делает Рацкевич нынче, разрешено окрестить музыкальным фри-стайлом. Это сочетание идеально разной музыки, от рок-н-роллов в электронной обработки и переработки классики до идеально абстрактных форм. Рацкевич и Литвишко написали уймище музыкальных заставок для программы «Взгляд» и Авторского телевидения.
Дискография Владимира Рацкевича
1990 «Задача в общем виде» («Мелодия») — LP
1991 «Квадрат спасения» («Мелодия») — LP
1991 «Без дыхания» («Мелодия», сборник) — LP
1992 «Сюита Т» (США) — CD
1995 «Живопись» (FeeLee) — CD
1996 Песни (FeeLee) — CD
1996 Siphilis (FeeLee) — CD
1996 Rock’mix’Roll (FeeLee) — CD
1997 Муха (FeeLee) — CD
1999 Хлорофилл (RoneEs) — CD
2000 33 оборота («Союз») — CD
2002 Zoom-Ra (Экзотика) — CD