Вадим Юсупович Абдрашитов — российский кинорежиссер, народный артист России[en] (1992). Лауреат Государственной[en] премии России (1984) и Государственной[en] премии СССР[en] (1991). Знак зодиака — Козерог.
Бремя «шестидесятничества»
Вадим Юсупович Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове, на Украине[en]. Его отец был офицером. Вадим в 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961-1964 — в Московском физико-техническом институте. Еще в школьные годы он занимался в театральных студиях. В МФТИ он работал в институтской многотиражке, фотографировал и решил посвятить себя кино. Поэтому Вадим перевелся в Московский химико-технологический институт, где в то время действовала сильная любительская[en] киностудия. После окончания института в 1967 Абдрашитов три года отрабатывал на Московском электровакуумном заводе, сначала мастером, а затем начальником цеха.
В 1970 Вадим Юсупович поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ильича Ромма и Льва Александровича Кулиджанова). Первая студенческая работа Абдрашитова, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма. В этой миниатюре был целый мир. Город, внимательно рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, — модель жизни, системы. Каток социума и человеческая индивидуальность. Эта зарисовка содержала зерна многих ведущих тем и проблем, предвосхищая интонации, графику почерка — все, что позднее назовут режиссурой Абдрашитова. В 1974 он успешно защитил свою дпломную работу — сатирическую комедию по рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!»
В соавторстве с Миндадзе
Молодого режиссера пригласил на работу в «Мосфильм» руководитель творческого объединения «Товарищ» Юлий Райзман. Здесь В. Абдрашитов встретился со сценаристом Александром Миндадзе. Творческое содружество режиссера и кинодраматурга оказалось чрезвычайно плодотворным. За 25 лет совместной работы они создали 10 фильмов: «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984», «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997).
Приверженность Миндадзе и Абдрашитова к современности в искусстве не конъюнктурна. Время их собственной жизни становится временем их фильмов, не только поспевающих за быстротекущими социальными процессами, но способных постигать их заранее, предсказывать. «Остановился поезд» (премьера 3 августа 1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества.
«Охота на лис» (1980) стал одним из самых советских и одновременно антисоветских фильмов. По материалу, типу героя, фактуре жизни — насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической — тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. Демифологизация ими не постулировалась, не заявлялась публично, но работала как безотказный эстетический механизм. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед самой хорошей, декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации.
Перестроечные ленты
Иррациональное в предыдущих картинах Вадима Абдрашитова переросло в фантастическое в фильме «Парад планет» (1985). Герои, оставаясь вполне живыми, социально-конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм, несомненно, открыл какой-то новый этап в творчестве Абдрашитова, который вместил в себя не только «Парад планет», но и «Плюмбум» (1986) и «Слугу» (1988).
Герои этих фильмов — социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, можно сказать, адских фигурах. Конечно, Роман Чутко — обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма — «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. Оно могло быть реально-ирреальным. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмагорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть, бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их прошлое, а их вечное интересует авторов. Не имеющая предела и конца зависимость подчиненного от властвующего, желающего от исполняющего эти желания, слуги от хозяина и хозяина от слуги.
Перелом
На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, у Вадима Абдрашитова пришлась работа над фильмом «Армавир» (1991). Самой впечатляющей сценой его стало крушение парохода, ушедшего на дно, на наших глазах, мгновенно. Когда фильм дошел до экрана, в 1992, в зрительном зале сидели пережившие крушение корабля страны. К ним была обращена несложная, но мучительно добытая итоговая мысль «Армавира»: наше спасение в памяти людей.
Следующий фильм Вадима Абдрашитова «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 (премия «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале ). Странная история встречи осужденного и осудившего его судьи. Сегодня первый — преуспевающий бизнесмен, второй — проводник поезда. Обмен ролями и жертва берет на себя обязанности палача. И полный провал плана мести, когда каждый шаг по его осуществлению, делает палача все более грешным и несчастным, а жертву все более счастливой. Снова схвачено из массового сознания, а скорее подсознания. Пир суицида, который устраивает себе отчаявшийся палач, — сцена-приговор мести себе как системе отношений к жизни, другим.
Эти два фильма 1990-х годов принадлежат переходному, мучительному периоду, кризисному состоянию Абдрашитова. В конце 1997 вышла десятая совместная картина Вадима Юсуповича и Миндадзе «Время танцора», ознаменовавшая собой шаг к преодолению кризиса. И. Гращенкова
Семья Вадима Абдрашитова
- Жена — Нателла Тоидзе, художник, действительный член РАХ.
- Дочь — Нана, окончила РАТИ, театральный художник.
- Сын — Олег, окончил МФТИ и Колумбийский университет, занимается разработкой и внедрением информационных технологий.
Фильмография В.Ю. Абдрашитова
1973 — Остановите Потапова!;
1976 — Слово для защиты;
1978 — Поворот;
1980 — Охота на лис;
1982 — Остановился поезд;
1984 — Парад планет;
1986 — Плюмбум, или Опасная игра;
1988 — Слуга;
1991 — Армавир;
1995 — Пьеса для пассажира;
1997 — Время танцора;
2003 — Магнитные бури.
Награды и премии
- Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа — за фильм «Остановите Потапова!» (1973);
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) — за фильм «Слово для защиты» (1976);
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за фильм «Остановился поезд» (1982);
- Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) — за фильм «Парад планет»;
- Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) — за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986);
- Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года — за фильм «Слуга» (1988);
- Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира»;
- Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003);
- Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003).;
- Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004);
- Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004);
- Почётный член РАХ;
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987);
- Народный артист Российской Федерации (1992);
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года;
- Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури»;
- 2013 — Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006);
- Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2012)
- Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр» (2015).