Родительский стресс – это психологическое состояние, развивающееся вследствие попыток адаптироваться к требованиям и условиям родительства. Проявляется переживанием негативных чувств к себе и/или к ребенку, возникших в процессе материнства или отцовства. Характерные симптомы: тревога, злость, напряжение в процессе воспитания, восприятие себя как неуспешного родителя, разрушение ожиданий по отношению к ребенку. Диагностика проводится с помощью беседы, психологического тестирования. Основной метод лечения – психотерапия, нацеленная на повышение родительской толерантности.
Общие сведения
Родительский стресс – частный вариант адаптационной реакции на чрезмерные раздражители, в качестве которых выступают эмоции и действия ребенка, ожидания общества в отношении воспитания. Проблема особенно активно изучается в психологии в последние десятилетия. По данным статистики распространенность родительского стресса в первые 4 года жизни малыша составляет 95% у отцов, 93% у матерей. К 5-7 года показатель снижается до 90% и 83% соответственно. Женщины проводят больше времени с детьми, поэтому их среднестатистические данные ниже.
Причины
Родительский стресс возникает и развивается в рамках семейной системы, влияет на ее связи, функционирование. Причин данного явления множество: от элементарного непослушания до серьезных отклонений в развитии ребенка. Немаловажную роль играет личность родителя: уверенность в себе, мнительность, тревожность, уровень самооценки. Условно все факторы, провоцирующие родительский стресс, могут быть разделены на три больших группы:
- Внесемейные. Причиной стрессового состояния часто становятся высокие требования к родительству, транслируемые через СМИ, социальные сети, родственников и друзей. Мать и отец стараются соответствовать некому идеальному образу, что создает напряжение. Кроме этого, негативно влияет низкое социально-экономическое положение, безработица, тяжелые жизненные события, повседневная усталость в связи с работой.
- Внутрисемейные. Развод, воспитание в одиночку, супружеские разногласия, безграмотность в отношении воспитания, слабая привязанность к ребенку, проблемы со здоровьем у членов семьи – все это увеличивает риск развития родительского стресса. Также негативно влияют эмоционально-личностные особенности родителя: тревожность, неуверенность, мнительность, инфантильность.
- Детские. Серьезными стрессорами являются поведенческие отклонения, гиперактивность, дефицит внимания, любые физические и психические заболевания ребенка. Обычно таких детей называют «трудными» из-за неустойчивости настроения, склонности к непослушанию, сниженной обучаемости.
Патогенез
Основа родительского стресса – сформированный в ходе эволюции механизм выживания в потенциальной опасной ситуации, а именно: распространение физического и психического возбуждения. Сталкиваясь с трудностями и неожиданностями в процессе воспитания, родитель испытывает раздражение, гнев, тревогу и другие эмоции. На физиологическом уровне происходит выделение гормонов и нейромедиаторов, мобилизующих организм к бегству или атаке. Но ни одна из этих реакций не реализуется, в результате накапливается напряжение, появляются физические недомогания (головные боли, усталость, нарушения сна).
Родитель сталкивается со стрессорами, связанными с процессом воспитания: потенциально сложным поведением детей, ежедневными рутинными задачами (стирка, уборка), детской социальной некомпетентностью. Индивидуальная оценка этих событий определяет отношение к ним и последующую реакцию, которая приводит или не приводит к стрессу. Следствие родительского стресса – ухудшение семейных отношений, снижение способности принимать личностные особенности ребенка, ухудшение психологического состояния всех членов семьи.
Классификация
Родительский стресс различается по степени выраженности: легкий, умеренный, выраженный. В первых двух случаях достаточно психологической помощи, в третьем – требуется сочетание медикаментозной коррекции и психотерапии. В зависимости от характеристик стрессоров различают три вида родительского стресса:
- Ежедневный. Развивается в результате слабых, но регулярно повторяющихся стрессоров. К ним относятся: поездки в школу и на дополнительные занятия, контроль домашних заданий, бытовых обязанностей, гигиенических процедур.
- Острый. Возникает из-за внезапных тяжелых событий, протекает тяжело, но ограничен во времени. Возможные причины: тяжелая травма или болезнь ребенка, побег из дома, участие в драке, воровство.
- Хронический. Появляется при наличии у ребенка поведенческих и эмоциональных расстройств, тяжелых хронических заболеваний, приводящих к ограничениям в повседневном функционировании, инвалидизации.
Симптомы родительского стресса
Состояние проявляется изменениями в эмоционально-поведенческой сфере, а также ухудшением общего самочувствия. Ключевым симптомом являются отрицательные эмоции, направленные на ребенка. Родитель часто злится, гневается, испытывает чувство вины и беспокойства. Накапливается усталость и раздражение. Иногда негативные эмоции переносятся на себя, формируется идея о себе как «плохой матери/отце». Возникают сложности общего характера такие как постоянная нехватка времени, семейные ссоры, неудовлетворенность жизнью, финансовые сложности.
Нарушаются детско-родительские отношения. Со стороны взрослого появляется негативное отношение, уменьшается чувствительность к детским переживаниям, желаниям, потребностям. Снижается способность регулировать эмоции ребенка, воспринимать, интерпретировать и отображать их. Внешне это выглядит как эмоциональная холодность, отчужденность взрослого. Такое поведение становится причиной детских истерик, обид, импульсивных поступков. Например, сын специально разбивает кружку, чтобы вызвать эмоции матери.
Осложнения
Длительный родительский стресс неизбежно приводит к выгоранию. Это состояние представляет собой комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения взрослого, связанных с детско-родительскими контактами при воспитании. Родительское выгорание проявляется эмоциональным истощением, дистанцированием от детей, ощущением некомпетентности в родительской роли. Со временем отчуждение от ребенка усиливается, появляются признаки депрессии (особенно часто у женщин).
Диагностика
Родительский стресс выявляется в ходе общения психолога или психотерапевта с родителями. Они сообщают о трудностях при воспитании ребенка, которые могут быть выражены как жалобы на непослушание, капризы, усталость от постоянных обязанностей. При остром стрессовом состоянии пациенты рассказывают о недавней травмирующей ситуации, например, о детской болезни или шокирующем поступке. Описываемые ситуации сопровождаются эмоциональным напряжением, раздражительностью, гневом, обидой и иными отрицательными чувствами. Нередко диагностика проводится на этапе отчуждения родителей и детей, когда стресс сочетается с истощением, родительским выгоранием.
Для диагностики могут применяться как методики для выявления общего стрессового состояния (тест Ридера, HADS и другие), так и специализированные психодиагностические инструменты, например, Шкала родительского стресса (Parenting Stress Index). Опросник состоит из трех компонентов: дистресс родителя, трудное поведение ребенка, детско-родительское взаимодействие. Первый оценивает неудовлетворенность отца/матери собой, выраженность депрессии, тревоги, социальной изоляции. Второй компонент определяет восприятие детского поведения и его соответствия ожиданиям, представлениям о норме. Третий компонент измеряет качество отношений с ребенком. Общие результаты варьируют от 18 до 90 баллов, чем больше, тем более выражен стресс.
Коррекция родительского стресса
Большинству пациентов необходима психологическая и психотерапевтическая помощь, нацеленная на формирование родительской толерантности. Это понятие рассматривается как способность относиться к детским эмоциям, реакциям и поведению как к приемлемым, допустимым, находящимся в рамках нормы. Толерантность является основным ресурсом для преодоления стресса, повышения качества воспитания и профилактики жестокости, отчуждения в семье. Для ее развития проводятся психологические консультации и сеансы психотерапии, которые ориентированы на три цели:
- Просвещение в вопросах родительства. Установлено, что повышение материнских и отцовских компетенций значительно снижает уровень стресса в воспитании. Чем выше уровень знаний о стадиях и особенностях развития, тем эффективнее и спокойнее взаимодействие с детьми. Родители, осведомленные в таких вопросах, имеют более реалистичные ожидания и меньше ориентируются на общественное мнение.
- Коррекция стиля воспитания. Часто причиной стресса является деструктивный вариант воспитательного воздействия: крики, эмоциональная неустойчивость, быстрая смена позиции и непредсказуемость родителя. Необходимо сформировать доминантный или партнерский тип родительских установок. Первый основан на настойчивости и простоте, второй – на взаимопонимании. Оба способствуют созданию ситуаций с низким уровнем стресса.
- Коррекция личностных особенностей. Иногда пациентам требуется индивидуальная работа с психотерапевтом, нацеленная на устранение повышенной тревожности, мнительности, страхов и других личностных конструктов, мешающих реализации роли родителя. Сеансы ориентированы на формирование устойчивой самооценки, уверенности в себе, убеждение в родительской эффективности.
Прогноз и профилактика
Родительский стресс успешно поддается коррекции, особенно на ранних стадиях развития. С целью его профилактики рекомендуется посещение школ молодых родителей. Стоит еще до рождения ребенка как можно больше узнать об особенностях его развития, о сложностях воспитания и путях их преодоления. Для снижения внутрисемейного напряжения супругам нужно обсудить стиль и цели воспитания, спокойно реагировать на советы и критику со стороны окружающих.
Литература
1. Феномен родительского стресса: обзор зарубежных концепций/ Любушина А.А., Савенышева С. С.// Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2023. — №2 (46).
2. Основные направления исследований родительской толерантности/ Николаева И.А., Овчарова Р. В. // Вестник Курганского государственного университета. — 2018. — №1 (48).
3. Родительские состояния, связанные со стрессом: понятийный дискурс и дифференциация/ Мисиюк Ю. В., Тихонова И.В.// Вестник Костромского государственного университета. — 2022. — №2.
4. Взаимосвязь родительских компетенций, эмоционального состояния и уровня родительского стресса матерей детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Аникина В. О., Пшонова К. А. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — №6.
|