Биография Василий Павлович Аксенов Vasily Aksionov
Карьера: Писатель
Дата рождения: 20 августа 1932, знак зодиака лев
Место рождения: Казань, Россия. Российская Федерация
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна — шок или восторг.
Будущий автор «Затоваренной бочкотары», «Стальной птицы» и «Острова Крым» появился на свет в 1932 году в Казани. «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком», — писал Аксенов.
Его мамаша Евгения Гинзбург, автор знаменитых «лагерных» мемуаров «Крутой маршрут», попала в советские лагеря, когда ее наследник был ещё маленьким мальчиком. Именно она, по словам писателя, познакомила его с произведениями Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Северянина.
Аксенов поступил в 1-й Ленинградский врачебный институт им.И.П.Павлова. «Иди-ка в врачебный — в лагере врачи лучше выживают», — напутствовали его родители. Однако в 60-е годы, вскоре позже того, как в свет вышли его «Коллеги» и «Звездный билет», Аксенов, по собственным словам, решил, что «нужно возвращать все время литературе» и забросил медицину.
В 1978 году он активно участвовал в создании литературного альманаха «Метрополь», около которого разгорелся кипучий политический дебош. Хотя речь шла о публикации обычных произведений, власти сочли крамолой то, что альманах создавался «без санкции инстанций». На «метропольцев» последовали гонения, Аксенов был вынужден отбыть из СССР. Писатель поселился в США, где долгие годы жил и работал в Вашингтонском университете. Не так давнехонько Аксенов сообща с женой переехал во Францию.
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, самое малое кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна — шок или экстаз.
При этом сам литератор уверен, что «беллетрист должен быть не властителем дум, а распрягателем дум, высвободителем дум, то есть усердствовать соорудить своих читателей соавторами, согероями своих книг».
РИА «Новости»
Биографическая справка:
Известный прозаик, автор 23-х романов, «стиляга» и «антисоветчик» Василий Павлович Аксенов родился в Казани в семье партийного деятеля 20 августа 1932 года. Родители будущего писателя были репрессированы. Несколько лет Аксенов прожил с сосланной матерью в Магадане. В 1956 году он окончил Ленинградский врачебный институт. В 1956-1960 годах работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве.
Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году в журнале «Юность», тот, что тогда казался недосягаемой мечтой для молодых авторов. В 1956 году Аксенов встретился в одной из московских компаний с писателем Владимиром Померанцевым. Померанцев предложил Аксенову почитать рассказы собственного сочинения. Рассказы Померанцеву понравились, и он отнес их в журнал «Юность». Валентин Катаев, тот, что на тот миг возглавлял журнал, восхитился живописным сравнением одного из аксеновских рассказов — «стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля» — и решил Аксенова печатать. Тогда в «Юности» появились два рассказа «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы».
В 1960-м году выходит повесть Аксенова о врачах «Коллеги», удачное наименование которой придумал Катаев. Повесть пользовалась большим успехом и положила начало так называемой «молодежной прозы». Именно в связи с «Коллегами» впервой появилось выражение «шестидесятники», которое в настоящее время на практике утратило «авторство» и стало обозначением целого поколения и эпохи. Первым это выражение употребил в своей статье критик Станислав Рассадин.
Главный фарт принес Аксенову роман «Звездный билет», тот, что вышел в той же «Юности» в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения «фестиваля молодежи и студентов», которое в комсомольской печати получило кличку «стиляги».
Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодежный сленг начала 1960-х.
В течение 1960-х годов Аксенов активно печатался. Одна за иной вышли повести «Апельсины из Марокко» (1963 год), «Пора, мой товарищ, пора» (1964 год), «Жаль, что вас не было с нами» (1965 год), «Затоваренная бочкотара» (1968 год) и другие. В 1972 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Аксенова «В поисках жанра».
Расхожая формула Евтушенко «Поэт в России — больше, чем поэт» перекроила судьбы многих русских писателей, в том числе и Аксенова. Усиленный заинтересованность КГБ к литературному творчеству, столкновения с советской цензурой и дублировавшей ее критикой привели Аксенова к затянувшемуся на десять лет вынужденному молчанию. Однако литератор продолжал действовать. В 1975 был написан роман «Ожог», а в 1979 году — «Остров Крым», запрещенные к публикации цензурой.
В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха «Метрополь». В декабре 1979 года заявил о выходе из Союза писателей СССР. После резких выступлений в печати в адрес писателя, в июле 1980 года, приневоленный «спасать» свои романы, Аксенов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства.
В эмиграции Аксенов становится билингвистическим автором: роман «Желток яйца» (1989 год) был написан по-английски, а после этого переведен автором на российский. Американские впечатления легли в основу книги «В поисках грустного бэби» (1987 год).
В США Аксенов преподавал русскую литературу в университете Дж.Мейсона под Вашингтоном, в течение долгих лет он вел семинар «Современный роман — упругость жанра», а следом вектор движения «Два столетия русского романа», увлекался недоступными тогда в России учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.
Впервые затем длительного перерыва Аксенов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Мэтлока, с конца 1980-х книги Аксенова еще раз издаются, а начиная с 1990-х годов он зачастую и подолгу бывает в России.
В 1992 году Аксенов завершил работу над 3-томным романом «Московская сага» о трех поколениях московских интеллигентов XX века. Этот роман положил начало изменениям в стиле писателя в сторону эпоса. Осенью 2001 года режиссер Дмитрий Борщевский начал съемки телефильма по мотивам романа «Московская сага», работу над фильмом планируется завершить в начале 2003 года.
В 1998 году вышел роман «Новый сладостный стиль», тот, что затрагивает тему судьбы русских эмигрантов в США.
Прожив больше двух десятилетий в США, Аксенов уходит из Вашингтонского университета и переезжает во Францию в Биарриц. Сейчас беллетрист работает над новой книгой о 1764 годе в европейской истории, для которой он собирал материал в течение полутора лет. Местом действия нового романа станет и Франция, охватывая картины Парижа, а ещё Прибалтика, Голштиния, русские поместья провинциальных дворян. В сюжете — бессмысленные баталии, прусская и русская тайная службы в причудливых сплетениях, посреди героев — Вольтер и «странные», по словам самого писателя, персонажи.