Биография Александр Валентинович Амфитеатров
Карьера: Писатель
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Сын протоиерея московского Архангельского собора, по матери племянник А.И. Чупрова.
Окончил вектор движения Московского университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в «Будильнике» и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании университета уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в «Русские Ведомости». В конце 1880-х годов навалом работал в тифлисском «Новом Обозрении». В начале 1890-х годов А. стал деятельным сотрудником «Нового Времени» и приобрел известность поначалу «московскими», после этого воскресными фельетонами (под псевдонимом Old Gentleman). В 1894 — 96 годах полно путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому «примирению». В 1899 году, оставив «Новое Время», создал совместно с Дорошевичем и другими газету «Россия», имевшую громадный счастливый момент. В начале 1902 года «Россия» за фельетон А.: «Господа Обмановы» была закрыта, а А. выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, далее получил дозволение поселиться под Петербургом. В 1903 году способствовал успеху только что возникшей газеты «Русь», но вскоре, за статью о «Коноваловской истории», в горном институте, ему была воспрещена литературная занятие, а сам он снова был выслан в Вологду. Уехав в «дни свободы» за рубеж, издавал в Париже журнал «Красное Знамя», закрывающий ему в то время как вероятность возвратиться в Россию. Журналист плодовитый и отзывчивый, колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса. В отрезок времени сотрудничества в «Новом Времени» он, по собственному определению, принадлежал к «умеренно-охранительной группе». В 1897 году поездка в Польшу «здорово поколебала» его доверие к «охранительству и национализму»; началось охлаждение между ним и «Новым Временем», кончившееся во время зимних студенческих беспорядков 1899 года разрывом. Период тот самый стоил А. «мучительного нравственного перелома». С тех пор его «стезя определилась»: он собирается «топать по ней, покуда жив». В последние годы А. сосредоточился без малого только на беллетристике. Он написал долгий строй интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость повадки преобладает над художественной выдержанностью. Замыслы его вечно сильно широки. Так, в частности, в «Восьмидесятниках» и «Девятидесятниках» он стремился узнать общественную психологию этих сложных эпох. Под общим заглавием «Сумерки Божков» автор замыслил, по собственным его словам, «черкануть двенадцать романов, изображающих ликвидацию русского XIX века в веке XX-м — переломы в искусстве, в семье, в торговле и т. д.». Вэтого чаще, при всем при том, эти широкие замыслы одним духом переходят на изображение превосходно изученного автором оперно-театрального мира. Из-за горячей любви к этому миру А. теряет ощущение меры. Гениальные певцы, гениальные композиторы, гениальные оперы, гениальные постановки так и кишат в романах А. Много в этих изображениях немного прикрытой портретности. Иногда автор вводит очерчивание реальных лиц и событий 1880-х и 1890-х годов. Из драм А. с большим успехом шла «Отравленная совесть». Продуктивность А. огромна. Отдельными изданиями вышли: «Людмила Верховская» (1888), «Случайные рассказы» (1890), «Разбойник Федька» (1892), «Психопаты» (1893), «Сон и явь» (1893), «Сказка и были» (1893), «Виктория Павловна» (1903; 3-е изд., 1907), «В моих скитаниях» (1903), «Литературный альбом» (1904 и 1907), «Мария Лусьева» (1904; 3-е изд., 1908), «Житейская накипь» (1904 и 1905), «Сибирские рассказы» (1904 и 1907), «Бабы и дамы» (1908), «Издали» (1908), «Красивые сказки» (1908), «Против течения» (литературные статьи, 1908), «Сумерки Божков» (2 ч., 1909), «Сказочные были» (3-е изд., 1907), «Страна раздора» (балканские впечатления; 2-е изд., 1907), «Женское настроение» (3-е изд., 1908), «Легенды публициста» (1905), «Курганы» (1905), «Контуры» (1906), «Сказания времени» (1907), «Македонские евреи» (1907), «Покаяние Филиберта» (1907 и 1908), «Победоносцев» (совместно с Е.В. Аничковым, 1907), «Притчи скептика» (1908), «Современники» (1908), «Фантастические правды» (1908), «Восьмидесятники» (1907 и 1908; 2 т.), «Девятидесятники» (1910, 2 ч.), «Старое в новом», «Пять пьес» (1908), «Антики» (1909), «Жар-птица» (1911) и др. Рассказы, запрещенные русской цензурой, появлялись в заграничных изданиях. — Ср. Венгеров , «Критико-биографический словарь» (т. VI).