Биография Франк Андерсен Frank Andersen
Карьера: Танцор
Дата рождения: —
Место рождения: Дания
Франк Андерсен родился в 1953 году в Копенгагене. В 1971-м был принят в труппу Датского королевского балета (RDB), где танцевал главные партии классического и современного репертуара. Руководящую деятельность начал с директорства в «Мировом турне Августа Бурнонвиля» (1976-1985). Дважды возглавлял RDB (1985-1994; 2002-2006). Был директором Шведского королевского балета (1995-1999). Известен как постановщик балетов Августа Бурнонвиля. Среди последних работ Андерсена — «Сильфида» в Национальной опере «Эстония» и «Неаполь» в Национальном балете Кубы.
27 марта в Москве начнется знойное итальянское лето — Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко покажет премьеру балета «Неаполь». Шедевр Августа Бурнонвиля, датированный 1842 годом, ставит именитый танцовщик и хореограф Франк Андерсен. Обаяние гостя из Дании оценила обозреватель «Известий».
вопрос: Почему вы предложили «Стасику» аккурат «Неаполь»?
-ответ: Это увлекательнейшая история — трогательная, светлая. Кроме того, «Неаполь» — громадный балет, где занята масса народа. А в России, я знаю, обожают истории и любят масштабы.
в: Что станет удовольствием для зрителя, ясно. А чем порадуете артистов?
-о: У них появится свежий ориентир, великолепный предлог для совершенствования. «Неаполь» с его сложнейшими па — для русских и отбор, и вызов. Из балетов Бурнонвиля они что надо знают «Сильфиду». Я также люблю тот самый балет. Но если все время исполнять «Сильфиду», разрешается задремать, а вслед за тем и совсем помереть.
в: В «Сильфиде» мужчины танцуют в шотландских юбках — килтах. Один свойский именитый танцовщик жалуется, что ему дует между ног. А каково вам было в килте?
-о: У меня не было сложностей. Единственное — женщинам сильно хотелось познать, что же там под килтом…
в: Наряду с танцами в «Неаполе» страсть сколько пантомимы. Но русские танцовщики не шибко что надо разговаривают руками. Как вы решаете эту проблему?
-о: Пантомима должна быть безупречно естественной — как в жизни. Поэтому говорю артистам: «Представьте себе — вы идете по Тверской, встретили знакомую девушку и у вас завязался разговор: о, дорогая, как я рад тебя видать! Ты потрясающе выглядишь, дай я тебя поцелую. Хочешь кофе? Неподалеку есть отличное местечко…» Чтобы это проронить, необязательно напоминать регулировщика на перекрестке.
в: Вы любите повторять: «Труппа хороша до такой степени, сколь хорош что ни на есть скверный ее танцовщик». Насколько устраивает вас балет «Стасика»?
-о: Я в то время как не встречал тут плохих танцовщиков. Проблемы, с которыми я столкнулся, заключались не в ногах, а в голове. Были люди, которые не понимали, чего я от них хочу. А для меня крайне немаловажно, чтобы любой мужчина знал, что он делает и для чего. В театре Станиславского я работаю по системе Станиславского: объясняю первоначально общую задачу, а далее конкретную для каждого участника спектакля.
в: В вашей жизни чередуются периоды ответственности и свободы. То вы руководите театрами, то — как сегодня — работаете вольным художником. Не можете себя выискать?
-о: Я люблю трансформировать род деятельности. 26 лет жизни я отдал директорству, и мне нравилось заниматься театральным строительством. А благодаря поездкам по миру в качестве постановщика я открыл для себя удивительные вещи. Я, к примеру, не предполагал, что во Вьетнаме такая хорошая балетная труппа. Казалось бы — бедная держава, ей не до танца. Но вьетнамскому балету уже 49 лет, а театр в Ханое — точная копия здания Парижской оперы. Люблю Китай — там чувствуешь ход истории. Подобные же ощущения испытываю на Красной площади, когда вижу Кремль, куранты, собор Василия Блаженного…
в: У вас просто-таки государственное мышление.
-о: Неужели? Я польщен. Самое интересное, что я на самом деле чувствую себя послом доброй воли. 515 лет вспять наши страны подписали контракт о дружбе и сотрудничестве. И ни в жизнь не воевали. Наш «Неаполь» — ещё единственный кирпичик в мост дружбы между Россией и Данией.
в: А свои первые впечатления о России вы помните?
-о: Они связаны с танцем. Летом 1973 года с Датским королевским балетом я побывал в Ленинграде, смотрел спектакли Кировского балета. Меня поразил танец Михаила Барышникова и Юрия Соловьева (солист Кировского театра. В 1977 году покончил существование самоубийством. — «Известия»). И я загорелся идеей одолеть путь вектор движения усовершенствования в Кировском театре. Полгода копил капиталы и в феврале 1974-го приехал на стажировку. Занимался в одном классе с Мишей и Юрой. Это было счастьем… Я вернулся домой, а в июне Барышников остался в Канаде. С тех пор мы зачастую видимся. В прошлом августе Миша был в Копенгагене, и мы поужинали у нас дома. По сравнению с 1973 годом он уменьшился в росте, но не потерял ни грамма обаяния.
в: Ханс Кристиан Андерсен вам не родич?
-о: Мечтал бы произнести, что да, но, к сожалению, это не так. Андерсен в Дании — как Иванов в России. С одной стороны, это что надо — чувствуешь себя в одной семье. Но для артистической карьеры надобно что-то больше необычное. Поэтому мой отпрыск Себастьян (солист Датского королевского балета. — «Известия») носит фамилию матери — Клоборг.
в: Наша газета писала, что королева Дании Маргрете стала автором костюмов для балета «Снегурочка». Она зачастую бывает в балете?
-о: Очень нередко. Королева — патронесса Датского королевского балета. Но балет для нее не только почетная обязанность. Это ее влюбленность. Помню, в программе одного из фестивалей, посвященных Бурнонвилю, было девять спектаклей, и она приходила на всякий. В единственный из дней ей пришлось съехать на открытие выставки в Париже, но уже к вечеру она вернулась в Копенгаген на балет.
в: Не будь она королевой, стала бы балериной?
-о: Вполне вероятно. Моя супруга Эва дает ей уроки классического танца. Уже 25 лет, каждую неделю. Королева не пропустила ни одного занятия. Эва сегодня в Москве, помогает мне в постановке. На днях она летала в Копенгаген, чтобы позаниматься с королевой. Жена говорит, что в танце ее величество крайне грациозна, у нее красивые руки. Я не перестаю восхищаться нашей патронессой.
в: Королева вам также симпатизирует. Она потому что посвятила вас в рыцари?
-о: Берите выше. Я командор Датского флага. Это высшее рыцарство. В Дании всего тысяча дядя носят тот самый титул. Но я не отношу его только к своим личным заслугам. Это признание работы всей нашей труппы.
в: У командора есть особые привилегии?
-о: Увы. Никаких наследственных, имущественных и прочих привилегий это звание не дает. Есть знак отличия, его разрешается носить на груди. Но не любой день — только на свадьбы, похороны и королевские приемы. И раз в год всех датских командоров собирают на праздничный вечерний стол с участием королевы.
в: Еще кто-нибудь из членов августейшей семьи берет уроки балета?
-о: Нет. Как и ваши лидеры, они останавливают свой выбор спорт. Если президент Медведев и премьер Путин захотят, я мог бы вручить им пару балетных уроков. И в нашем спектакле для них найдутся роли…
в: У вас замечательное ощущение юмора. Вы, надо думать, обожаете всевозможные «приколы»? Как ваш ненаглядный герой Пэк из «Сна в летнюю ночь»…
-о: Эта образ мне истинно близка. И я благодарен Джону Ноймайеру — он, уместно сказать, крестный папа моего сына — за вероятность ее сделать. Я люблю шутки и розыгрыши. Хотя не всем нравится мой прикол, в особенности черный. В Швеции, в частности, мне приходилось защищаться: «Стоп, пацаны, не бейте меня, я нетрудно пошутил!». Слава богу, что в России меня понимают…