Биография Томас Арне
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 12 марта 1710, знак зодиака рыбы
Место рождения: —
Арне Томас Августин — английский композитор. В Великобритании его почитают как выдающегося деятеля музыкальной культуры XVIII столетия.
Арне Томас Августин родился 12 марта 1710 в Лондоне в семье обойщика. Отец послал его в Итон для получения профессии юриста, и все-таки Арн тайком стал хватать уроки игры на скрипке у М.Фестинга и занялся композицией – сочинил музыку к опере Розамунда (Rosamund) на либретто Дж.Аддисона (шла с громадным успехом в театре «Линкольнз-Инн»). После этого Арну-отцу пришлось примириться с тем, что наследник станет музыкантом, а дочка Сьюзен Мэри (которая также принимала участие в постановке Розамунды) – актрисой. Впоследствии прославленный Дэвид Гаррик назвал Сьюзен Арн (в замужестве Сиббер) величайшей трагической актрисой своего времени. Арне пригласили в театр «Друри-Лейн», с которым он и сотрудничал большую количество жизни. Работая вкупе с Гарриком, он сочинял музыкальные комедии и песни для шекспировских пьес, которые до сих пор не забыты благодаря ярким и выразительным мелодиям.
В 1738–1740 Арне создал три больших маски (специфически британский жанр драматической пьесы с музыкой): Комус (Comus), Суд Париса (The Judgement of Paris) и Альфред (Alfred); в последней содержится ода в честь Великобритании, ставшая известной во всем мире под названием Правь, Британия (Rule Britannia). Эти три маски совместно с больше поздним сочинением того же жанра – Волшебный принц (The Fairy Prince, 1771) – составляют основу наследия Арна; большим успехом пользовалась и опера-сериа в итальянском стиле Артаксеркс (Artaxerxes, 1762). Вершина творчества композитора – оратория Юдифь (Judith, 1761): превосходные хоры, красивые арии, мастерская драматургия этого сочинения ставят его в единственный строй с крупнейшими произведениями Генделя в том же жанре. Правда, в различие от Генделя, Арне был католиком и потому как не сочинял музыку для англиканской службы; что же касается его католических композиций, то две мессы оказались утраченными, и сохранился только весьма выразительный невеликий хоровой коллектив Libera me Domini из заупокойной службы, сочиненный Арном по случаю кончины его друга.
В 1759 Оксфордский универ присвоил Арне уровень доктора музыки. Умер Арне в своем лондонском доме 8 марта 1778.
Большой заинтересованность представляют сочинения Арна в инструментальных жанрах: 6 клавирных концертов, 8 увертюр, 8 упражнений для клавесина, 7 сонат для двух скрипок и генерал-баса. Большую поддержка композитору в его творческой деятельности оказывала хозяйка, Сесилия Янг, чье лирическое сопрано британский историк музыки Чарлз Бёрни оценил выше всех известных ему певческих голосов того времени. В целом Арне разрешается полагать наиболее крупным и влиятельным английским композитором после этого Генри Пёрселла; между прочим, Бёрни, проводя сопоставление между ними, в светских жанрах отдает предпочтение Арне – за легкость, изящество письма и разнообразие музыкального содержания.