Биография Николай Яковлевич Афанасьев
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 24 декабря 1821, знак зодиака козерог
Место рождения: Санкт-Петербург, Россия. Российская Федерация
Дед его князь И.М. Долгорукий , губернатор во Владимире, большой любитель музыки, держал два оркестра, симфонический и роговой.
Его побочный сынуля, папа А., в молодости был учителем в Тобольске, но потом переехал в Москву и поступил в сценический оркестр. Хороший скрипач, он дал сыну основательное музыкальное образование. Еще мальчиком А. имел славный заработок, играя в домах знатных любителей, участвуя в квартетах и аккомпанируя пению в концертах. Когда самочувствие отца пошатнулось, он стал поддержкой семьи. Он был знаком с жившим тогда в Москве знаменитым пианистом Фильдом, слышал Берлиоза, Франца Листа, Тальберга, скрипача Оле-Буля, Гаумана, Вьетана, Арто. В 1838 году А. поступил первой скрипкой в оркестр московской императорской оперы, но быстро принял местоположение капельмейстера в театре на Выксинском чугунолитейном заводе (близ Мурома) помещика Шепелева. Этот театр был тогда одним из лучших в России, а в доме Шепелева была превосходная библиотека. А. хоть отбавляй читал и непочатый край писал, преимущественно для скрипки; начал и за оперу, на сюжет «Фауста» Гете, но не окончил ее. Когда Шепелев разорился, А., сообща с братом, отправился в четырехлетнее концертное турне по России. Материальный счастливый момент поездки был большой: чистый барыш от нее составил примерно 18 тысяч рублей. На Кавказе он ознакомился с туземной музыкой, некоторые мотивы которой послужили ему позже для оперы «Аммалат-Бек». В Петербурге, куда А. прибыл в 1851 году, концерты его ещё имели крупный фарт. Улыбышев (см.) написал целую статью об А. как виртуозе («Северная Пчела», 1850 год, ноябрь). Поступив первой скрипкой в оркестр итальянской оперы, А. познакомился с Глинкой , Даргомыжским , князем В.Ф. Одоевским , Гончаровым , А. Майковым , Писемским , бывал у графа М. Вьельгорского и А. Львова , в доме которого давал уроки скрипки. В 1853 году А. был приглашен преподавателем музыки в Смольный институт и в 1854 году оставил итальянскую оперу. Его вкусы тяготели к музыке Глинки. В 1857 году А. совершил концертное турне за границей; в репертуар его входили квартеты Гайдна, Моцарта и Бетховена. С 1858 года А. все свободное от педагогической музыкальной деятельности время отдавал композиторству, выказав несомненную талантливость, техническую умелость и большую плодовитость. Он был автором первого русского смычкового квартета «Волга» (для 2-х скрипок, альта и виолончели), получившего первую премию в 1860 году на конкурсе Русского Музыкального Общества. Премирована была и его кантата «Пир Петра Великого» (на слова Пушкина . Ему принадлежат еще: трио «Souvenir de l’Esthonie» для фортепиано, скрипки и виолончели, 9 квартетов (в том числе единственный крайне специфический на еврейские темы), смычковый квинтет, 2 смычковых квинтета с фортепиано, смычковый октет «Новоселье», октет для смычковых, флейты, кларнета, фагота и валторны, сюита для Viole d’amour с фортепиано, немного концертов, соната и уймище сочинений для скрипки; симфонии (не изданы), исполнявшиеся в концертах Русского Музыкального Общества, в Павловске и в Москве, уймище пьес для фортепиано, сочинения вокальные — ансамбли (дуэты, трио и прочее) и романсы для одного голоса с фортепиано, хоры (в том числе 64 русских народных песни и 115 хоровых песен для детей и юношества, отдельные церковные песнопения и полная литургия Иоанна Златоуста. Его педагогическо-музыкальные сочинения «Ежедневные упражнения для скрипки», «Школа для фортепиано», «Руководство к обучению в народных школах пению», детские сборники (игры с хорами, альбом песен). Его опера «Аммалат-Бек» на сюжет повести Марлинского (либретто В.И. Даля ), поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1870 году, успеха не имела и издана не была. Партитура — манускрипт ее хранится в центральной библиотеке Императорских Театров в Петербурге. Другая его опера «Стенька Разин» (либретто М.В. Ватсон ) не была поставлена по цензурным условиям и также не издана. Сочинения А. запечатлены русским характером, в котором он отчасти подражал Глинке. Наибольшее роль имеют сочинения А. в области камерной музыки: при великолепной звучности, они не лишены своеобразной индивидуальности. В настоящее время сочинения А. устарели. За два года до смерти А. пожертвовал свыше 50 тысяч рублей петербу
ргской консерватории на стипендии для учащихся по классам смычковых инструментов, пения и композиции. Г. Т.