Биография Михаил Михайлович Бахтин
Карьера: Лингвист
Дата рождения: 17 ноября 1895, знак зодиака скорпион
Место рождения: Орел, Россия. Российская Федерация
Михаил Бахтин — выдающийся русский философ и мыслитель. Родился 17 ноября 1895 года. Михаил Бахтин являлся исследователем языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Помимо этого, Михаил Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».
Крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии сейчас считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную занятие. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) вводит в обиход филологии представление о «полифонизме» текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как чисто из разных независимых источников — так развлекуха разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес «монологическому» слову большинства писателей проза Достоевского «диалогична». Философское разумение культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.
Переворот в теории литературы вызвала служба Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в «народных праздниках» — карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают весь свежеиспеченный мир — мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой . Сейчас становится ясно, что занятие не столь в «народности» этой культуры, сколь в ее традиционной обрядовости, которая позволяет отдавать предания из глубины веков «живым примером», за пределами письменной фиксации.
Для творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он опубликовал «под маской», пользуясь псевдонимами «В. Н. Волошинов» (книжка «Философия и социология гуманитарных наук») и «П. Н. Медведев» (книжка «Формальный приём в литературоведении»). В настоящее время исследованию творчества Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где наследие мыслителя рассматривается с разных сторон (к примеру, журнал «Диалог, Карнавал, Хронотоп»). Наблюдается и определенное недопонимание позиции и представлений Бахтина — строй западных исследователей упрощает его идеи, сводит открытия Бахтина, в частности его представления о карнавализации бытия, к воспеванию «телесного» и индивидуалистического начала в человеке. Сам же Бахтин в своей работе «К философии поступка» ясно говорил об «архитектонике личности» как необходимости существовать не в сфере абстракций, а в реальном мире — и откликаться за свои поступки. Труды Бахтина дали здоровый импульс развитию целого ряда научных дисциплин — и нехай некоторые идеи были намечены им приблизительно, теперь они получают формирование и продолжение в работах целых научных школ.
Бахтин писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является «выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого вероятно только чистое бескорыстие». Мировая наука получила в лице Бахтина не несложно одного из наиболее глубоких мыслителей XX в. — российский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная философия не была готова. Заметим, что сам ученый прожил бытие, которая кажется в некотором смысле «сказочной», исключительной: он смог плодотворно вкалывать все время, не поступаясь своим личным и научным достоинством.
С 1957 стоял во главе кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саранске.