Биография Леонид Вениаминович Якобсон
Карьера: Танцор
Дата рождения: 15 января 1904, знак зодиака козерог
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Русский артист балета и балетмейстер. По окончании Ленинградского хореографического училища в 1926–1933 – артист, в 1942–1950 и 1956–1975 – балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета (ГАТОБ, с 1935 – им. С.М.Кирова), в 1933–1942 – московского Большого театра.
Как хореограф начал во второй половине 1920-х годов с постановок номеров, и жанр миниатюры вечно оставался в его творчестве ведущим. Основные постановки: Тиль Уленшпигель (музыка Р.Штрауса, в Ленинградском хореографическом училище, 1933), Шурале (музыка Ф.З.Яруллина, в труппе «Остров танца», 1941; 2-я редакция в ГАТОБе, 1950), Сольвейг (на музыку Э.Грига, в Малом театре оперы и балета в Ленинграде, 1952). Во второй половине 1950-х годов у Якобсона появилась вероятность экспериментировать на сцене ГАТОБа: он поставил балет Спартак (музыка А.И. Хачатуряна, 1956), где использовал не обычный строгий танец, а пластику в духе античности и скульптурные позы, спектакли в гротескном, немного плакатном стиле – Клоп (по пьесе В.В.Маяковского, музыка Г.И.Фиртича и Ф.Отказова), Двенадцать (по поэме А.А.Блока, музыка Б.И.Тищенко, 1964). Поставил кроме того программу Хореографические миниатюры (1959), из которой вырос коллектив под тем же названием, тот, что Якобсон возглавлял до конца жизни.
В поколении балетмейстеров, работавших в 1930–1960 годах, Якобсон был одним из немногих, кто основное внимательность уделял не режиссуре спектакля, а собственно танцу, за что ему часто предъявляли обвинения в «формализме». В молодости к тому же отрицал строгий танец, предпочитая иные формы танцевальной пластики. Однако постоянные поиски нетрадиционных выразительных средств привели его позже к классическому танцу, тот, что представал в его постановках обновленным и преображенным. Широко использовал Якобсон ещё образы и приемы смежных искусств: Свадебный кортеж по М.З.Шагалу, на музыку Шостаковича, 1971), номера, созданные по скульптурам О.Родена (Вечный идол, Вечная весна и Поцелуй, все на музыку К.Дебюсси, 1958).