Дмитрий Васильевич Аверкиев — русский[en] писатель, драматург, публицист, переводчик и театральный критик. Знак зодиака — Весы.
Известен как один из самых консервативных литераторов 2-й половины 19 века, близкий по взглядам к «почвенникам» и идеализировавший в своих сочинениях патриархальный быт, который рассматривал как воплощение народного эстетического и этического идеала.
Дмитрий Аверкиев родился 12 октября (30 сентября по старому стилю) 1836 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар), в купеческой семье. Окончил Коммерческое училище в Петербурге (1854), затем отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета (1859). Литературную деятельность начал как журналист. В 1860 году выступил фельетонистом в «Русском инвалиде» под псевдонимом К. Рьянов, затем перешел в «Северную пчелу», где писал о театре и журналах.
Сотрудничал в газетах «Русский инвалид», «Пчела», «Москвские ведомости», «Северная пчела», «Якорь», журналах «Эпоха», «Русский вестник», «Новое время» и других, где в основном публиковал театральные рецензии и статьи.
В 1864 году Д.В. Аверкиев напечатал в журнале «Эпоха» первую драматическую пьесу «Мамаево побоище», основанную на материале русской истории. В первой комедии «Леший» (1866) выступает как подражатель Александра Николаевича Островского, но с противоположными идейно-художественными тенденциями.
В 1867 году во «Всемирном труде» Дмитрий Васильевич опубликовал трагедию «Слобода Неволя» («Вьюга»), в которой изобразил Ивана Грозного в домашней обстановке. Недостатком пьесы является то, что Иван Грозный, Груня, Угар Бес обрисованы мелодраматически.
Наибольшим успехом пользовались исторические пьесы Аверкиева, насыщенные историческими и этнографическими реалиями («Слобода Неволя», 1867; «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве…», 1869; «Каширская старина», 1872; «Темный и Шемяка», 1873).
Дмитрий Васильевич стремился к сочетанию морализма с реалистическим изображением жизни, широко вводил в драмы фольклор, часто прибегая к стилизации старинного быта и языка. Аверкиеву принадлежат также романы и повести «История бледного молодого человека» (1874), «Новая барышня» (1875), «Хмелевая ночь» (1871), «Лихо» (1880) и другие, изображающие как современную жизнь, так и русскую старину. В 1885-1886 издавал, подобно Федору Михайловичу Достоевскому, журнал «Дневник писателя», который составляли его публицистика, театральная критика, мемуары. Переводил произведения Уильяма Шекспира, Гейне, Мюссе, Иоганна Вольфганга Гёте, Ф. Купера, а также естественнонаучные труды и учебники.
Балагурство, тяготение к остротам — свойство многих драм Дмитрия Васильевича Аверкиева. В некоторых из них персонажи говорят «перековеркиевским» языком. Яркие краски, сценические эффекты, мастерски использованные писателем, не заслонили консервативных тенденций его драм, которые в значительной мере ослабили их художественную ценность.
Дмитрий Васильевич — автор трактата «О драме» (1877-78), где популярно изложены теории драмы Аристотеля и Готхольда Эфраима Лессинга.
Знакомство Аверкиева с Островским началось осенью 1864 года, когда Аверкиев обратился к драматургу с письмом в связи со смертью[en] литературного и театрального критика, поэта Аполлона Александровича Григорьева. С 1871 года они часто встречались по делам Общества русских драматических писателей, а в 1881-1882 годах участвовали в заседаниях «Комиссии для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства».
Аверкиев об Островском:
… Говоря об Островском, нельзя не вспомнить о его достолюбезной личности. Очерк его головы, на мой взгляд, имел сходство с головой Софокла, как тот изображен на одном из бюстов Капитолийского музея. В его лице самое привлекательное были глаза[en]: они умели и думать, и слушать, и улыбаться, и смеяться самым задушевным образом. Как у всех смертных, у Александра Николаевича были, конечно, свои странности и недостатки; но они как-то шли к нему: так иной раз родимые пятнышки увеличивают миловидность. Оттого у всех близких к покойному людей даже к ним установилось какое-то любовное[en] отношение.
Трудно вообразить себе человека добродушнее покойного. Однажды при мне он спросил у одного актера:
— Отчего N. у меня не бывает?
Актер замялся.
— Знаю, — продолжал Александр Николаевич, — он мне гадость сделал. Ну, да бог простит; я не сержусь. Скажите, чтоб он по-прежнему ходил ко мне.
Список произведений Дмитрия Васильевича Аверкиева
Жанр «Биографии и Мемуары»:
- А. Н. Островский.
Жанр «Классическая проза»:
- История Манон Леско и кавалера де Грие.
Жанр «Старинная литература: прочее»:
Драмы. Том 1;
Драмы. Том 2;
Драмы. Том 2;
Драмы. Том 3;
О драме. Критическое рассуждение. С приложением статьи «Три письма о Пушкине»;
Слобода Неволя. Бывальщина.
Жанр «Публицистика: прочее»:
Аполлон Александрович Григорьев;
По поводу самопризнаний двух петербуржцев;
Университетские отцы и дети.
Жанр «Критика»:
Вилльям Шекспир. Статья I;
Г. Костомаров разбивает народные кумиры;
Значение Островского в нашей литературе;
Русский театр в Петербурге. Павел Васильевич Васильев;
Русский театр в Петербурге. Первые три недели сезона;
Текущая литература.
Дмитрий Васильевич Аверкиев скончался 20 января (7 января по старому стилю) 1905 года в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Подробнее о Дмитрии Аверкиев читайте[en] в литературе:
- Аверкиев, Димитрий Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
- Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — М.: Печатня А. Снегиревой, 1911. — С. 3.;
- Гетман, Юлія Сергіївна. Специфіка історичної драматургії Д. В. Аверкієва: автореф. дис. … канд. філол. наук: 10.01.02 / Гетман Юлія Сергіївна ; Харк. нац. пед. ун-т ім. Г. С. Сковороди. — Х., 2013.