Биография Джером Сеймур Брунер
Карьера: Психолог
Дата рождения: 1 октября 1915, знак зодиака весы
Место рождения: США
Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.
Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк – ?) — америкосский психолог и педагог, крупнейший спец в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, лекарь философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941–1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, после этого — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал в этом месте профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 он — профессор Оксфордского университета (Великобритания).
В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено понижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению („Personality under Social Catastrophe: Ninety Life — Histories of the Nazi Revolution“ (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), „Character and Personality“, 1941, 10).
Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на ход восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая размерность, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие („Value and need as organizing factors in perception“ (совм. с Goodman C.), „J. of Abnorm. and Social Psychol.“, 1947, 42, 33–44; в рус. пер. „Ценности и потребности как организующие факторы“, в кн.: „Психология познания“, М., 1977; „Emotional selectivity in perception and reaction“ (совм. с Postman L.), „J. of Personality“, 1947, 16).
На основе этих исследований Брунер предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальное восприятие“. Целостный ход восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме („Studies in Cognitive Growth“ (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966).
Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений сравнительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой предмет ревизовать следующим на присутствие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов предпочесть следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.
На основе проведенных им кросс–культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей“ (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители“. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как ход усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.
Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий („A Study of Thinking“ (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что произвольный чадо при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться находить решение учебные задачи, но из–за столкновения со чересчур сложными задачами сильно быстро возникает неуспех и появляется ощущение скуки. В целом, Брунер оказал весьма существенное воздействие на всю систему американского образования.