Биография Валентина Сергеевна Бражник
Карьера: Артист
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
В те годы, когда в театре еще не было буфета, после премьеры всей честной компанией, человек тридцать, отправлялись к актрисе Бражник, и она за двадцать минут накрывала на стол. Потом «фирменные» пирожки оценили и столичные гости, приезжающие на «Липецкие театральные встречи». Но это уже позднее, в 1993 году, когда появился Дом актера и Валентина Сергеевна стала его директором.
Перед официальным открытием заглянуло высокое столичное руководство. Похвалив интерьер, Михаил Ульянов поинтересовался: «А как же вы тут без вентиляции будете?» Замечание было справедливым. И на следующий день в восемь ноль-ноль заслуженная артистка России В. С. Бражник уже выпрашивала у «шефов» рабочую силу с отбойными молотками. А после этого пригласила из соседнего медвытрезвителя двух «перевоспитуемых», и они, взбодренные горячим чаем и бутербродами, скоренько вынесли строительный мусор.
«Строительный» навык крайне пригодился, когда В. Бражник стала директором муниципального театра. Это особая веха в жизни многих липецких актеров, покинувших академический театр драмы, проработав в нем полно лет. Народные, заслуженные, молодые – они объединились, хотели соорудить свой театр, вследствие того что что другого выбора у них не было. А у Валентины Бражник отбор был. Она могла и дальше заниматься Домом актера, игрывать единственный – два спектакля в академическом театре, но…
Но она была и осталась актрисой, и самое главное для нее – творчество. Творческая недовостребованность определила и ее выбор: с целью будущих спектаклей, интересных ролей она взвалила на свои плечи тяжкую ношу директора нового театра, у которого не было ни цехов, ни транспорта, ни собственного здания. Они все тогда словно вернулись в романтическую юность: жили своим театром, репетировали, не считаясь со временем, за мизерные зарплаты, посреди пыли и грома ремонтных работ, на сквозняках. И никто за те четыре революционных месяца не занедужил! И шеф театра перед премьерой ездила с мужем по городу, собственноручно расклеивала афиши…
В декабре 2000 года Липецкий муниципальный театр открыл свой начальный период, в красивом зале сидели нарядные зрители, и Валентина Бражник блистала в роли Ханумы, и принимала поздравления, вкупе с главным режиссером, коллегами-актерами, всеми работниками театра.
А опосля беспредельный энтузиазм сменился усталостью, начались жалобы, и разборки, и окрики чиновников. И уже освободив директорское кресло, Бражник решила наконец-то осуществить свою давнюю мечту – сотворить антрепризу. Денег пообещали из областного бюджета. Не дали. Тогда она поставила спектакль на свои гроши. Рискнула, и не жалеет. Не потому как, что получила большую прибыль; глубинка не Москва – билеты по триста долларов не купят.
Но, рискнув своими деньгами, Валентина Сергеевна могла предпочесть ту пьесу, к которой лежала ее суть человеческая. «Школу отрицательных персонажей я прошла, – объясняет она свой отбор пьесы Иона Друце «Каса Мара». – Теперь хочу игрывать в пьесах, где мои героини добры, честны, мудры, несмотря ни на что, вопреки любым испытаниям».
Она и в жизни старается придерживаться этому выбору. Объединить в своей антрепризе актеров двух липецких театров, соперничающих приятель с другом. В буквальном смысле – накормить голодных. В трудном девяносто пятом году, чтобы как-то прийти на помощь актеров, создали Фонд помощи актерам. Президентом его стала Валентина Бражник. И появились в служебном театральном буфете обеды – по себестоимости, за восемь рублей – и борщ, и котлета, и винегрет. А денежки для тех обедов стали получать, открыв тут же, под крышей академического театра, кафе.
Готовят повара, но Валентина Сергеевна самолично проверяет свойство теста (по бабушкиному рецепту!) Продумывает меню: бутерброды должны быть недорогими, но – всенепременно красивыми, пирожные – как произведения искусства, жульены – сказка! Напоминает сотрудникам: «Кафе бывают разные – на вокзале, на рынке; а мы – в театре, у нас особые посетители!»
Но действовать по двадцать часов в сутки – это чревато. И как-то раз, полтора года обратно, актрису увезли из театра на «Скорой». Чудом выкарабкавшись, пережив клиническую конец, рабочий день Валентина Бражник сделала «нормированным». Хотя замыслов по-прежнему немало. Работа в муниципальном театре. Новый спектакль для антрепризы. Литературно-музыкальные вечера в кафе. Летняя «корчма» с украинской кухней…
В минувшем 2004 году В. С. Бражник, актрисе Липецкого муниципального музыкально-драматического театра, было присвоено звание народной артистки России. В областном конкурсе «Женщина года» она стала победителем в номинации «Женщина – профессиональная карьера».
А дома подрастает внучка, сынуля, бизнесмен, уговорил поменять старую «девятку» на новоиспеченный «фольксваген», и она согласилась – чтобы доехать-таки до Одессы, города, где тридцать пять лет обратно впервой вышла на профессиональную сцену и уяснила себя – актрисой.