Биография Вадим Абдрашитов Vadim Abdrashitov
Карьера: Продюсер
Дата рождения: 19 января 1945, знак зодиака козерог
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Вадим Юсупович Абдрашитов удостоен почетного звания «Народный артист России» (1992), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Он – лауреат Государственной премии СССР (1991), Государственной премии РСФСР (1984), премии Ленинского комсомола, премии Президента РФ. Фильм «Слуга» удостоен на Берлинском фестивале премии имени Альфреда Боуэра за развитие киноискусства и премии Экуменического жюри. Фильм «Пьеса для пассажира» там же в Берлине получил «Серебряного медведя». За фильм «Плюмбум, или Опасная игра» В.Ю. Абдрашитов награжден золотой медалью 44-го Международного кинофестиваля в Венеции.
одился 19 января 1945 года в Харькове (Украина). Отец – Абдрашитов Юсупец Шакирович (1918–1998), военнослужащий. Мать – Абдрашитова Галина Николаевна (1922–2002), инженер-химик. Супруга – Тоидзе Нателла (1950 г. рожд.) – именитый живописец, награждена золотой медалью Российской академии художеств. Сын – Абдрашитов Олег Вадимович (1973 г. рожд.), окончил МФТИ, далее Колумбийский универ, работает в США, умелец в области информационных технологий. Дочь – Абдрашитова Нана Вадимовна (1980 г. рожд.), окончила РАТИ (мастерская С. Бархина), сценический художник.
Отец Вадима Абдрашитова родом из Семипалатинска, до срока лишился матери, жил с отцом и старшим братом Хакимом. В будущем Хаким Шакирович избрал партийную карьеру, работал в ЦК компартии Казахстана. Юпервое блюдо Шакирович стал военным, служил в войсках связи, в железнодорожных войсках. В годы Великой Отечественной войны воевал на Белорусском фронте, потом был отозван из действующей армии, участвовал в восстановлении разрушенного войной хозяйства Западной Украины. Со своей будущей супругой и матерью В.Ю. Абдрашитова Галиной Николаевной он познакомился в Томске.
Будучи сыном офицера, Вадим Абдрашитов сообща с родителями кочевал по всему СССР: жил на Камчатке, Сахалине, во Владивостоке, Ленинграде, где папа учился в военной академии. По окончании академии Юсупец Шакирович был назначен в городок Барабинск военным комендантом крупного железнодорожного узла. В Барабинске Вадим несладко захворал, с трудом поправлялся, врачи настоятельно советовали заменить климат. Отец написал сообщение министру обороны Р.Я. Малиновскому, в котором рассказал все, что произошло с сыном, и просил перевести его на юг. До сих пор в семье Абдрашитовых как диковинка воспринимают тот факт, что послание простого офицера дошло до адресата, было рассмотрено, мольба удовлетворена и сквозь неделю Юпервое блюдо Шакирович получил команда о назначении в Алма-Ату. Так, в 1956 году Абдрашитовы переехали в столицу Казахстана.
В школе Вадим учился славно, крайне полно читал (у родителей была большая библиотека), увлекался практически всем кряду – от театральных студий до физико-математических кружков. В 7-м классе он страстно увлекся химией, за год изучил весь школьный вектор движения по этому предмету. После 7-го класса Абдрашитов поступил в Алма-Атинский техникум железнодорожного транспорта по специальности, связанной с электроникой и связью, в экспериментальную группу.
Однажды двоюродный брат подарил Вадиму фотоаппарат «Комсомолец». С тех пор фотография стала одним из основных его увлечений. Вместе с младшим братом Игорем выпиливали лобзиком из дерева фигурки сказочных персонажей, выстраивали декорации и снимали диафильмы на обратимую пленку, которые затем показывали вечерами в подъезде. В тот самый импровизированный кинотеатр сбегались ребятёнки со всего двора.
Несколько лет Вадим посещал детскую театральную студию при Алма-Атинском ТЮЗе, в которой начинали свой творческий тракт всенародный артист России Александр Филиппенко и Владимир Толоконников, сыгравший Шарикова в «Собачьем сердце» режиссера Владимира Бортко.
12 апреля 1961 года полет Ю.А. Гагарина все опрокинул – этой же весной Вадим оставил техникум, экстерном сдал экзамены за среднюю школу и уехал в Москву – заниматься физикой и космосом.
Вадим Абдрашитов поступил в именитый Физтех (МФТИ) в Долгопрудном, на факультет химической физики. Ему посчастливилось узреть, услыхать великих ученых: он учился у И.Е. Тамма, Н.Н. Семенова, Л.Б. Кудрявцева, ездил на физфак МГУ внимать лекции Л.Д. Ландау. По стопам Вадима пошел и меньшой брат Игорь – окончил МИФИ, работал в области ядерной физики, к великому сожалению, в 34 года умер от облучения…
Годы, проведенные в Физтехе, совпали с ренессансом «оттепели»: Вадим и его друзья полно читали, немало напевали (А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Гладилин, Г. Владимов), в театральной жизни появился «Современник», на экране – итальянский неореализм, гремели Е. Евтушенко и А. Вознесенский, вовсю звучал В. Высоцкий, печатался В. Аксенов, в «Новом мире» вышел «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и томик А. Платонова, родился КВН. Само время требовало максимальной реализации, поиска себя.
На зачастую задаваемый режиссеру вопросительный мотив, что побудило профессионального физика заняться созданием кино, Вадим Юсупович всю дорогу отвечает: «Обучаясь на Физтехе, я уже знал, что буду кинорежиссером. И серьезно готовился к этому: читал, фотографировал, смотрел фильмы, пробовал чиркать, работал в институтской многотиражке».
Вместе с ним в МФТИ учился грядущий всенародный артист России Александр Филиппенко (с которым они сообща занимались в алма-атинской студии), к тому времени уже полно выступавший в КВН и на эстраде. Он познакомил Абдрашитова с Марком Григорьевичем Розовским, у которого играл в студии «Наш дом». Незабываемыми были встречи студентов МФТИ с корифеями: А.И. Хачатуряном, С.А. Герасимовым, М.И. Роммом. Ощущение Вадима, что он будет заниматься кино, сложилось ясно и ясно. Абдрашитов начал капитально подготавливаться к поступлению во ВГИК.
Дорога в кино шла ни капли не по прямой линии. Отучившись 3 года в Физтехе, Абдрашитов перевелся в Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева (МХТИ) с его мощной в те годы любительской киностудией. После окончания МХТИ в 1967 году Абдрашитов, как и всякий прочий выпускник вуза, по тогдашним законам должен был 3 года отрабатывать первое образование. Он пошел на Московский предприятие электровакуумных приборов, в цех, осваивавший опытное фабрика цветных кинескопов. Работал технологом, инженером, мастером, заместителем начальника цеха, производственную карьеру закончил начальником цеха. Все это время Абдрашитов продолжал подготавливаться ко ВГИКу, под псевдонимами посылал работы (рассказы, сценарии, раскадровки различных литературных произведений) на предварительный творческий конкурс.
Наконец, в 1970 году он поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую великого режиссера, крупного художника, человека поистине энциклопедических знаний М.И. Ромма. Это была вторая саммит. Судьбе было угодно, что его первая случайная саммит с М.И. Роммом состоялась в далеком 1961 году, когда он только что стал студентом МФТИ. Приехав в конце августа из Алма-Аты и направляясь из аэропорта в Долгопрудный, он попросил шофера такси промчаться по ночной Москве посредством середина. На одной из улиц движение оказалось перекрытым. Кто-то сказал, что снимают кино. Вадим вышел из машины, и, миновав оцепление, приблизился к съемочной группе. В режиссере он разом узнал знаменитого М.И. Ромма. Как позже выяснилось, снимался единственный из эпизодов фильма «Девять дней одного года»…
К несчастью, уже когда Вадим учился на 2-м курсе, Михаила Ильича не стало, и студентов его мастерской доводил до диплома Л.А. Кулиджанов.
Вадим Абдрашитов женился на художнице Нателле Тоидзе, представительнице известной творческой династии. Ее дедушка М. Тоидзе – ученик И. Репина, в годы учебы в Петербургской академии художеств познакомился со своей будущей женой А. Сутиной, которая в то время занималась на курсах иконописи. После свадьбы они уехали в Тифлис. Их дети нашли свой дорога в искусстве. Их имена добро известны: художник Ираклий Тоидзе, архитектор Нина Тоидзе, народная артистка СССР Александра Тоидзе, скульптор и график Георгий Тоидзе (папа Нателлы).
Первая киноработа Вадима Абдрашитова – документальный кино «Репортаж с асфальта», снятый им на 1-м курсе ВГИКа, был отмечен многими призами студенческих кинофестивалей, ее приподнято оценил М.И. Ромм. На 3-м курсе Абдрашитов снял курсовую работу по рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!». Фильм стал вгиковской сенсацией, его просторно показывали, и молодому режиссеру предложили отстоять его в качестве дипломной картины. В 1974 году Вадим Юсупович с отличием окончил ВГИК.
Картина «Остановите Потапова!» разом стала известной, и Абдрашитова пригласили вкалывать на «Мосфильм», в студию руководимую корифеем отечественного кино Ю.Я. Райзманом (сегодня студия «АРК-фильм»), рядом с которым Абдрашитову посчастливилось трудиться больше 20 лет. Обучаясь у таких мастеров, Абдрашитов сумел вобрать все лучшее, что было в творчестве каждого, и выработать свои неповторимые принципы творчества. После смерти Ю.Я. Райзмана Вадим Юсупович возглавил в качестве художественного руководителя студию «АРК-фильм» киноконцерна «Мосфильм».
Больше года Вадим Абдрашитов искал сценарий, перечитал их больше двухсот. Среди них были и хорошие, превратившиеся вслед за тем в заметные картины. «Но все это было не мое», – вспоминает Вадим Юсупович. Так продолжалось до тех пор, в то время как в 1975 году он не прочитал сценарий молодого, неизвестного тогда драматурга Александра Миндадзе «Кто-то должен защищать». Режиссер позвонил автору, они встретились и тотчас стали вкалывать сообща, подружились. Вадим Абдрашитов получил близкого по мироощущению сценариста, с которым за 30 лет снято 11 лент: «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1998), «Магнитные бури» (2003). Вадим Абдрашитов работал с прекрасными операторами Ю. Невским, Г. Рербергом, Э. Караваевым, А. Заболоцким, Ю. Шайгардановым, В. Шевциком. Две его картины – «Слуга» и «Армавир» – снял Д. Евстигнеев.
Первый же кино Вадима Абдрашитова в большом кино стал творческой удачей. Картина «Слово для защиты» (1976) была в центре пристального внимания критики и зрителей – ее посмотрели 35 миллионов мужчина. Она была отмечена наградами и призами различных кинофорумов. Пронзительная история любви азбучный девушки-почтальона проецировалась на бытие ее адвоката, защищавшую девушку в суде. Две женские судьбы, истории их чувств, помещенные в узнаваемые реалии времени и среды, не могли бросить зрителей равнодушными. В фильме ослепительно проявился дар Абдрашитова, умеющего тонко и сильно вкалывать с актерами. В картине блистали молодые М. Неелова, О. Янковский, С. Любшин. Создатели фильма удостоены премии Ленинского комсомола.
В таковый же напряженной атмосфере нравственных поисков находятся герои картины «Поворот» (1978), молодые благополучные супруги Веденеевы, на взлете жизненных успехов нежданно-негаданно столкнувшиеся с необходимостью жесткого решения моральной проблемы. Кинематографом нравственного беспокойства называли такое кино. Неожиданными гранями своего таланта сверкнули у Абдрашитова О. Янковский и И. Купченко.
Героями картин Абдрашитова и Миндадзе становятся простые люди, наши современники, живущие в отдалении от столиц, в небольших провинциальных городах. Они работают на заводах и фабриках, в железнодорожных депо и шахтах. У них семьи, дети, нормальная, обычная бытие. И постоянно они чувствуют силовые токи времени и Времени исторического. Режиссер тонко и сильно рассказывает о окончательно непростой жизни этих простых людей.
В 1980 году был снят кино «Охота на лис», оказавшийся фундаментальным и принципиальным для творчества режиссера. Картина явилась событием в отечественном кино: так о рабочем человеке ещё никто не рассказывал.
Вадим Абдрашитов – единственный из немногих художников, чье кино с поразительной последовательностью и проницательностью воспроизводит истинный состав времени, в котором пребывают режиссер и его герои. Первые 3 его картины – своеобразная семейная трилогия. «Драматургическое и режиссерское сообщение в этом месте ещё подчеркнуто прямолинейно “реалистично”, пребывая в подчеркнуто же бытовых интерьерах. Оно скрупулезно воспроизводит всю аккурат бытовую фактуру позднесоветского существования. И – разом, “вдруг”, та неясная напряженность, те, казалось, сугубо семейные кризисы в открытую и грозно преломляются – из диагноза в прогноз в фильме “Остановился поезд”» (В. Скуратовский).
Картина «Остановился поезд» (1982) до сих пор привлекает чуткость зрителей. Смело поставленные вопросы, поднятые глубинные проблемы нашей жизни, сияющий дуэт выдающихся актеров О. Борисова и А. Солоницына сделали тот самый кино актуальным и востребованным. И как всю дорогу, немалый размах проблем сочетался у Абдрашитова с тонким психологизмом морального поединка героев – следователя и журналиста. «”Остановился поезд” угрюмо и открыто предсказывает катастрофу. Остановился не только поезд. Уже изношена не только сама инфраструктура советской цивилизации, но и все другое в ней. “Расписание” всех ее “поездов” уже готово к неисполнению» (В. Скуратовский). За эту картину Вадим Абдрашитов удостоен Государственной премии РСФСР.
«Железнодорожная» метафора Абдрашитова в следующем его фильме и совсем преломляется в грандиозно-космическую — «Парад планет» (1984). В нем «реалистическое» решительно преломляется в притчевое. «Парад планет» – кино, открывший новую граница в творчестве режиссера. Мощное метафорическое начало в картине развивало кинематографический язык современного кино. При этом кино сильно и серьезно рассказал о духовных поисках поколения 40-летних людей середины 1980-х годов. История о военных сборах для нескольких друзей перешла в турне по собственной жизни, в тракт к самим себе.
Лента «Плюмбум, или Опасная игра» (1986) как снег на голову тревожно говорила о проблеме власти, попавшей в руки человека, ни духовно, ни душевно к этому не готового. История мальчика по прозвищу Плюмбум, тот, что не чувствует боли, которому в то же время 15 и 40 лет, превратилась в притчу. Фильм стал обширно известен критике и зрителям у нас и за рубежом.
«Слуга» (1988) – картина, ещё рассказывающая о власти и рабстве, рабстве внутреннем, духовном. Дуэт Хозяина и Слуги (О. Борисов и Ю. Беляев) стал каноническим: под руководством режиссера актерам удалось выразительно явить эту сложную, неоднозначную взаимозависимость глубинных категорий человеческого существования – свободы и рабства. И еще раз это было создано не на абстрактном материале, а в предельно узнаваемых реалиях нашей жизни. Партийный босс и его собственный водитель, внезапно превращающийся в дирижера большого хора, – такого в отечественном кино ещё не было. Картина оказалась новаторской, творчески и граждански смелой и отмечена Государственной премией СССР.
В 1991 году режиссер снимает кино «Армавир», в котором заново проявляет себя автором, развивающим киноязык и ставящим перед собой принципиально новые для себя задачи. История людей, потерявших приятель друга во время кораблекрушения и в настоящее время, на берегу, исступленно дружбан друга ищущих, отозвалась вниманием зрителей в непростое время начала 1990-х годов.
«Вообще квазиперестроечная трилогия режиссера (“Плюмбум”, “Слуга”, “Армавир”), может быть, содержит самую высокую консистенцию правды о одним духом уходящем тогда советском времени, о некоем до того же неистовом, сколь и загадочном его замещении. Здесь нет ни грана публицистики, ни намека на социологический фельетон. Правда о мире посредством советскую притчу о нем» (В. Скуратовский).
В 1995 году Вадим Абдрашитов представляет на суд зрителя кино «Пьеса для пассажира». Это расклад о судьбах людей, сложенных Временем и причудливо переплетаемых сломом этого Времени, сломом эпох исторических. Достоинство картины не только в постановке серьезных нравственных проблем, но и в подробнейшей прорисовке характеров героев – Проводника и Пассажира, бывших в недавнем прошлом Судьей и Осужденным, – в исполнении талантливого дуэта С. Маковецкого и И. Ливанова.
«Время танцора» (1998) – кино, подтвердивший способность режиссера к эпическому повествованию, умению действовать с большими формами. Глубоко и драматично картина рассказала о современной войне, вызвав громкую дискуссию в обществе. «Великой картиной» назвал ее Виктор Астафьев. В фильме режиссером открыты будущие звезды Ч. Хаматова, А. Егоров, Ю. Степанов.
Традиционным для русской культуры гуманизмом наполнена картина режиссера «Магнитные бури» (2003). Сострадание к «маленькому» человеку, сочувствие к нему – вот камертон этого фильма, тонко и целомудренно рассказывающего историю любви молодоженов на фоне сложных и драматичных процессов нашей сегодняшней жизни: на заводе, где они работают, там, неблизко от столиц, идет передел имущества, и герои оказываются песчинками, втянутыми вихрями в эти бури. Картина ещё раз доказала, что режиссер постоянен в своих творческих поисках и дерзаниях, что он продолжает повествовать о самом трудном, ответственном, самом важном – о современности, и делает это новаторски, творчески, смело.
Все фильмы Абдрашитова – лауреаты многочисленных кинофестивалей, они получали призы на Родине и за рубежом – на киносмотрах в Берлине, Венеции, Локарно, Москве и других киностолицах. Картины отмечены призами академий «НИКА», «Золотой орел», «Золотой овен» и др. У автора были бессчетные ретроспективы, он неоднократно участвовал в работе жюри знаменитых киносмотров.
Вадим Юсупович Абдрашитов удостоен почетного звания «Народный артист России» (1992), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Он – лауреат Государственной премии СССР (1991), Государственной премии РСФСР (1984), премии Ленинского комсомола, премии Президента РФ. Фильм «Слуга» удостоен на Берлинском фестивале премии имени Альфреда Боуэра за формирование киноискусства и премии Экуменического жюри. Фильм «Пьеса для пассажира» там же в Берлине получил «Серебряного медведя». За кино «Плюмбум, или Опасная игра» В.Ю. Абдрашитов награжден золотой медалью 44-го Международного кинофестиваля в Венеции.
В.Ю. Абдрашитов – вице-президент Российской академии кинематографических искусств «Ника», член жюри премии «Триумф», член Союза кинематографистов России, профессор ВГИКа.