Биография Бертольт Брехт
Карьера: Драматург
Дата рождения: 10 февраля 1898, знак зодиака водолей
Место рождения: Аугсбург, Германия
Бертольт Брехт — немецкий поэт, прозаик, драматург. Родился 10 февраля 1898 года. Является основателем театра «Берлинский ансамбль». Известен как автор таких пьес как: «Ваал», «Трехгрошовая опера», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сычуани», «Антигона», «Суд над Жанной д` Арк в Руане в 1431 году» и др.
Любимые Бертольта Брехта.
«Прославленный германский драматург и реформатор сцены , – пишет Юрий Оклянский в книге «Гарем Бертольта Брехта», – был маркузианцем, своего рода предшественником сексуальной революции… Подруг было навалом, но, помимо них, без малого постоянно было немного женщин, с которыми Брехт жил семейно. Он тяготел к полигамии».
Уже в юношеском дневнике Брехт уделял навалом внимания описанию времяпровождения с ровесницей из родного города Аугсбурга, дочерью местного врача Паулой Банхольцер, которой он дал шутливое кликухо Би. Вместе с Би он бродил по городу в поисках развлечений. Мечтательная природа и богатая выдумка стимулировали его творческие устремления, проникнутые бунтарскими чувствами. Он сочинял вирши, в которых высмеивал лицемерие богатых и прославлял честную бедность. Писал статьи и исполнял под гитару песни собственного сочинения, восхищая компанию гимназических одноклассников.
В июле 1919 года подружка Би, укрывшись в загородном доме своих родителей, родила Брехту сына. Узнав о происшедшем, папа Брехта, босс бумажной фабрики, на первых порах пришёл в агрессия, и все-таки вскоре сменил гнев на милость. Тем не менее внебрачного внука не взяли в обитель – отдали на воспитание в хорошие руки.
Любопытно, что Би осталась нежным и надёжным другом Брехта на многие годы. В 80-х вышла её книжка «Моё время с Бертом Брехтом», страницы которой дышат неумирающей любовью…
В 1922 году Брехт написал пьесу «Барабаны в ночи», принесшую ему известность и славу. После успеха пьесы автор немножко изменил имя – из Бертольда стал Бертольтом. То же самое проделал его наилучший и преданнейший приятель, драматург Арнольд Броннен – назвался Арнольтом. Они сочли, что так будет благозвучнее.
Бертольт выбрал непрерывный имидж – очки в никелированной оправе и кожаная кепка. 24-летний драматург ощущал себя «тигром городских джунглей», периодически выходящим на охоту. Дичью были, разумеется, женщины…
В 1920 году, когда Брехт ещё появлялся везде совместно с Би, он уже завёл новые связи. Марианна Цофф была оперной певицей Мюнхенского театра. Уступив ненавистной «буржуазной морали», Брехт в ноябре 1922 года женился на ней. Через четыре месяца после этого свадьбы родилась дочка. Однако брак оказался недолгим – продержался меньше года.
Осенью 1923 года в Берлине Арнольт Броннен познакомил Брехта с начинающей актрисой Еленой Вайгель (близкие звали её Хелли). Через год появился отпрыск Стефан, а ещё сквозь пять лет они поженились. Сделано это было под давлением Хелли. Сначала на все просьбы официально оформить отношения Брехт отвечал отказом.
– Пойми, Хелли, – убеждал он, – я же сам сто раз печатно и устно заявлял, что брак – это предрассудок! Что сексуальные отношения должны быть свободными и что я сам больше ни при каких обстоятельствах не женюсь!
Но в единственный из дней услышал:
– Я больше не хочу состоять горничной при знаменитости. Решай. Или я заберу ребёнка и уеду к родителям.
Брехт продолжительно сидел молчком. Потом закурил сигару и сказал:
– Хорошо. Я сделаю по-твоему. Но запомни: для меня это – пустая формальность. Она ничего не изменит в наших отношениях. И вообще ничего не изменит.
То, что выглядело в глазах Брехта пустой формальностью, на близких ему женщин подействовало как потрясение хлыстом. Попыталась разделаться с собой Элизабет Гауптман – писательница, сотрудница и товарка Брехта. Она сыграла огромную образ в написании «Трёхгрошовой оперы», безотлагательно же сделавшей Брехта важный знаменитостью. Элизабет приняла чрезмерную дозу снотворного, и только благодаря счастливой случайности её удалось спасти.
Без объяснений собрала вещи и отбыла из Берлина Марилуиза Фляйсер – одна из ближайших подруг Брехта. Он поехал к ней на квартиру. «Фрейлейн Фляйсер тут больше не живёт, – сказали ему. – Записка? Нет, она ничего не оставила».
Актрису Каролу Неер Брехт звал «Женщина-Персик». Он с затаённым страхом ожидал её возвращения из гастрольного турне, не зная, как она отнесётся к его женитьбе на Елене Вайгель.
Карола вышла из вагона. Брехт протянул ей букет красных роз.
– Я хочу тебе кое-что сообщить, – сказал он. – Я вынужден был экстренно жениться на Хелли Вайгель. Но это ничего не значит…
Карола немного секунд стояла вроде в оцепенении. Затем глаза её сузились в щёлки.
– Это значит вот что! – она размахнулась и шибко хлестнула его букетом по щеке. – И вот что!
Удар по иной щеке. И ещё дважды – для памяти.
Швырнув розы на землю, она повернулась и побежала долой.
Они встретились и помирились только посредством немного лет – в Москве.
Далее в калейдоскопе брехтовских увлечений появилась Маргарет Штеффин, Грета. Хрупкая белокурая леди с шелковистыми волосами и синими мечтательными глазами была неотразимо обаятельна. Она могла бы покорить море сердец. Но её привлекало другое.
Дочь каменщика с берлинской окраины, Грета девчонкой-подростком участвовала в левом молодёжном движении. Затем вступила в Коммунистическую партию Германии.
Маргарет была человеком огромной одарённости. Она владела русским, английским, французским, датским, шведским и норвежским языками. Письма к Брехту она завершала цепочкой слов «люблю» на всех этих языках. В финальный год жизни изучила финский.
Грета стала для Брехта его Музой – как Лиля Брик для Маяковского. Такие просторно известные вещи Брехта, как «Добрый дядя из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети», «Карьера Артуро Уи», вряд ли были бы написаны, если бы рядом не было Греты Штеффин. Но в 30-х годах, в пору тесного сотрудничества и близости с Маргарет, в «любовный меловой круг» Брехта вошла датская писательница и актриса Рут Берлау.
Брехт приехал в Данию, спасаясь от гитлеровского режима. 27-летняя Рут, благоверная стареющего профессора-медика (отличалка в возрасте составляла 20 лет), была руководителем единственного в Дании рабочего театра, убеждённой коммунисткой и притом крайне эмоциональной натурой. Естественно, что вскоре Брехт и Рут стали больше чем друзьями.
И тут в Данию собралась Грета – навестить Брехта на рождественские праздники. Брехт был не супротив, но отбил Грете телеграмму, что её встретит в Копенгагене писательница и актриса Рут Берлау. Рут в свою очередность получила телеграмму: «Пожалуйста, встреть сотрудницу Маргарет Штеффин. Брехт».
Расставив фигуры на доске своих любовных пристрастий, Брехт исчез из поля их зрения. Он окопался в недавно купленном домике близ рыбацкого посёлка Сковсбостранд на датском острове Фюн и оттуда следил за ходом партии. Она на первых порах протекала миролюбиво. Рут, которой имя Штеффин ничего не говорило, встретила её на вокзале и отвезла к себе, в просторную профессорскую квартиру. Грете пришлось протянуть там три месяца – Брехт, которому она писала и звонила, отвечал невнятно и не появлялся.
Под Рождество Грета не выдержала и открылась новой подруге. «Я люблю Биди, – сообщила она. – Готова для него на всё».
Для Рут это стало потрясением, но она не произнесла ни слова о собственном отношении к Брехту. А Грету посредством три месяца в Сковсбостранде ожидало ещё большее потрясение: как-то она безупречно ненароком «застукала» Брехта и Рут в именитый миг.
Брехту пришлось потрудиться, чтобы примирить своих возлюбленных. Потом они более того подружились…
А что Елена Вайгель? Она также была всё время с Брехтом. Перед приездом Греты в Данию ещё раз попыталась отстоять единоличное право на мужа – аргументами были дети. Но не удалось.
Вошла в бытие Брехта и финская писательница Хелла Вуолийоки. Она занималась литературоведением и публицистикой, была музыкальна, владела семью иностранными языками, плодотворно работала как драматург. А помимо того, оказалась удачливой предпринимательницей, богатой помещицей и известным политиком – её как-то раз принимал в Лондоне сам Черчилль.
Но это не всё. Хелла была ещё и законспирированным агентом советской разведки. В 1943 году её арестовали и приговорили к смертной казни за шпионаж в пользу СССР, но позднее благодаря усилиям важный общественности она вышла на свободу.
К ней по приглашению и приехал в Финляндию в начале 1940 года Брехт со всем своим «семейным кругом», охватывая Маргарет Штеффин и Рут Берлау. Летний период группа провела на роскошной вилле Хеллы.
Последней возлюбленной Бертольта Брехта, уже в середине 50-х годов, когда он, всемирно прославленный драматург, возглавил личный театр «Берлинер ансамбль», стала Изот Килиан, которая работала с ним в роли помощника и секретаря. Однако вскоре она преподнесла сюрприз – увлеклась молодым польским режиссёром, стажировавшимся в театре Брехта. Мэтр прочёл в её дневнике:
«Твоё время прошло. Этот молодой поляк… соблазнительней и слаще для грешной юный Евы, чем весь подчинённый тебе «Берлинер ансамбль», вся твоя мировая слава и скрипучая мудрость».
Бертольт Брехт, пьесы которого по количеству постановок уступают неужто что мольеровским и шекспировским, умер в 1956 году от инфаркта. Имя великого художника и эпикурейца вписано не только в историю важный драматургии. Он остался единственным в своём роде человеком, которому удалось соорудить уникальный полигамный мир человеческих отношений и спокойно протянуть в нём до конца, не сомневаясь в его естественности.