Биография Барух Агадати
Карьера: Танцор
Дата рождения: 18 января 1976, знак зодиака козерог
Место рождения: Израиль
Израильский танцовщик, хореограф, балетмейстер, художник, кинорежиссёр и продюсер.
Бурых Каушанский, позже прославленный как Барух Агадати, родился в состоятельной семье Лейба и Баси Каушанских в бессарабском городке Бендеры на берегу Днестра. Помимо него в семье росли ещё двое младших детей: брат Ицик и сестра Рейзл (Роза, в Палестине — Шошана Пинкус). Учился в хедере и в светской гимназии в Бендерах. В 1910 году, пятнадцатилетним подростком независимо уехал в Палестину, где поступил в школу искусств и ремёсел Бецалель в Иерусалиме под руководством Бориса Шаца. Живя в Петах-Тикве, зарабатывал на бытие работая на укладке асфальта, позже — частными уроками танца.
В 1914 году вернулся к родителям и поступил в балетную школу при Одесском оперном театре, следом окончания которой был принят в танцевальную труппу театра. Согласно легенде, сценический псевдоним «Агадати» (дословно: легендарный) возник невзначай как раз в тот самый, одесский отрезок времени с лёгкой руки поэта Якова Фихмана, тот, что представил так молодого танцовщика признанному мэтру еврейской литературы Хаим-Нахман Бялику.
После окончания Первой важный войны в 1919 году Каушанский ещё уехал в подмандатную Палестину и полностью посвятил себя танцу. Сначала организовал балетную труппу (Еврейский художественный балет), которая при всем при том не пользовалась успехом; тогда переключился на современную хореографию. Поставил немного танцевальных представлений с использованием произведений классической музыки, традиционного хасидского танца (т. н. «хусидл») и с костюмами по собственным эскизам. Постепенно он стал включать в программы восточные (в частности, в танце «Йеменский экстаз») и религиозные (в частности, в танце «Проводы Царицы Субботы») мотивы. Сам же Агадати выступал и солистом труппы, которая получила наименование «Хеврэ траск».
В начале 1920-х годов, отталкиваясь от молдавских народных танцев виденных им в Бессарабии, Агадати создал личный танец на музыку учившегося тогда в Париже румынского (трансильванского) композитора Александра Босковича со словами Зэева Хавацелета. В различие от бессарабской хоры, в музыкальном плане тот самый танец, получивший наименование «хора Агадати», использовал стремительный темп на четыре четверти, но схожую с бессарабской круговую хореографию. По некоторым данным, танец был создан по заказу театра «Оhэль» (Шатёр) в 1924 году, и все-таки известно, что Агадати в это время в Палестине не был. Хора Агадати приобрела необычайную популярность, стала первым израильским национальным танцем и обширно распространена по этот день.
С 1923 по 1927 год Агадати вкупе со своей труппой жил в Европе, гастролируя в Варшаве, Берлине, Вене и Париже. О широкой известности труппы в это время говорит тот факт, что уже в 1925 году вышла первая монография на иврите, полностью посвящённая хореографу: Ашер Бараш, Ицхак Ках, Менаше Рабинович «hаАман hаРикуд hаИври» (Мастер нового еврейского танца), издательство «Хедим»: Тель-Авив, 1925. Эскизы некоторых костюмов для Агадати во время европейского турне выполнила Наталья Гончарова — хозяйка земляка Агадати художника Михаила Ларионова, тот, что ещё оставил по меньшей мере три его рисунка. Так, аккурат Гончаровой принадлежит эскиз костюма хасида к одному из самых известных его танцев. Живя в Париже, Агадати был дружен с обоими, а кроме того с художником Мане Кацем, и явно был вхож главным образом в художественную среду.
По возвращении в Тель-Авив, Агадати всё меньше времени уделял хореографии, которая в те времена не вызывала посреди поселенцев особого интереса. На протяжении ряда лет он занимался постановкой ежегодных карнавальных шествий «Адлояда» на торжество Пурим в Тель-Авиве, которые в результате стали традиционными. Уже в 1928 году он снялся в совместном палестино-немецком фильме «Весна в Палестине» (на иврите Авив беЭрец Исраэль), тот, что представлял из себя комбинацию игрового кинематографа с документальной хроникой. Именно тот самый манера и привлёк Агадати, и в 1931 году он сообща с младшим братом Ициком (ныне Ицхаком Каушанским, а позднее — также Агадати, 1903—1980) создал кинокомпанию Aga-film (от Агадати), которая до 1934 года занималась выпуском документальной кинохроники из жизни поселенцев.
В 1935 году в прокат на нескольких языках вышел основополагающий художественный кино Агадати «Зот hи hаАрец» (Вот эта земля), сочетавший игровое кино с документальным. Cценарий к кинокартине написал тогда только начинающий литератор Авигдор hаМеири (Файерштейн, 1890—1970), в ролях снялись известные в будущем израильские актёры Рафаэль Клячкин (1905—1987) и Шмуэль Роденский (1905—1989). В 1936 году Агадати целиком отстранился от хореографии, но продолжал изображать. В середине 1930-х годов он открыл в Тель-Авиве основополагающий неизменный кинотеатр.
Интерес к кино у него и все-таки не угас и уже вслед за тем образования государства Израиль, в 1950 году Агадати совместно с братьями Йосефом и Мордехаем Навон открыл первую в стране кинокомпанию «Гева» в Тель-Авиве. Тогда как братья Навон выступали только в роли продюсеров, Агадати зачастую был и продюсером, и режиссёром-постановщиком, и сценаристом, и оператором, и художником-оформителем собственных кинокартин. Так в картине «hаЭтмол Шел Махар» (Завтрашнее вчера, 1964) он вместе с тем играет все вышеуказанные роли, и снова совмещает игровое кино с кинохроникой. Из других фильмов следует подметить «Навэ Мидбар» (Оазис в пустыне, 1960), отмеченный специальной премией на Стокгольмском кинофестивале, «I Like Mike» (Мне нравится Майк, 1961), «Хевра ше-казот» (Такая фирма, 1964) и «hалах ба-Cадот» (Он шёл полями, 1967) по роману Моше Шамира (1921—2004).
Барух Агадати ни в жизнь не был женат и умер в Тель-Авиве 18 января 1976 года в одиночестве. Вскоре после этого его смерти вышел посвящённый его жизни документальный кино режиссёра Аледи Гринберга (1976), а черeз десять лет — обширная монография Гиоры Манора «Агадати — Халуц hаМахол hаХадаш бе-Эрец Исраэль» (Агадати — пионер современного танца в Земле Израиля, издательство Сифрият hаПоалим: Тель-Авив, 1986). Наконец, в 1997 году на экраны вышел документальный кино Гиллеля Тристера «Agadati: Screen of an Artist». Именем Агадати названы улицы в Израиле.