Биография Яков Иванович Антонов Yakov Ivanovich Antonov
Карьера: Герой
Дата рождения: 24 января 1908, знак зодиака водолей
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Яков Антонов — Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Родился 24 января 1908 года. Во время Великой Отечественной войны Яков Антонов занимал должность командира 84-го истребительного авиаполка. 25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит на самолёте И-153 и, как следует из советских документов, погиб.
Родился в семье служащего. Окончил семилетку, учился на рабфаке Ленинградского электротехнического института.
В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. — военную школу летчиков. Служил а Ленинградском военном округе.
Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира эскадрильи 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. За различие в декабрьских боях старшой лейтенант Антонов был награжден орденом Красного Знамени.
За отрезок времени с 6.12.39 по 19.02.40 гг. совершил 58 боевых вылетов на И-16, провел 5 воздушных боев и лично сшиб 1 авиалайнер противника. 11 раз летал на разведку. Атаковал аэродромы противника в глубоком тылу, производил атаки железнодорожных эшелонов и артиллерии противника. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно-политическую работу, личным примером воодушевляя воинов на подвиги.
2.02.40 г. сшиб истребитель Fokker D.XXI. В своем боевом донесении он докладывал: «Взлетели мы в 15 часов 45 минут 2 февраля. Над станцией Иматра на высоте 2250 метров наша группа была обстреляна интенсивным зенитным огнем. В результате обстрела Группа расстроилась. Я потерял ведущего и остался с другим ведомым старшим политруком тов. Ивашкиным. С высоты 2 тысяч метров я увидел два вражеских самолета, которые шли на низкой высоте над озером Имала-ярви. Предполагаю, что они взлетели с этого озера. Немного через, западнее станции Иматра на высоте 2800 метров я увидел, что два «Фоккера Д-21» уходят вниз, не замеченные двумя нашими самолетами.
Я развернулся и атаковал одного из «Фоккеров» снизу в лоб. Когда с расстояния 400 метров я дал по нему очередность, он сделал переворот, во время которого я с расстояния 100-50 метров дал ещё очередность. «Фоккер» загорелся и упал.
Впереди появился ещё единственный «Фоккер». Я догнал его и завязал с ним махач. Он, с переворота, во время которого я дал по нему очередность, вошел в крутое пикирование и шибко задымил. Некоторое время я сопровождал его, потом потерял из виду и вышел из пикирования. Потом я увидел, что тот самый «Фоккер» преследуется на пикировании другим нашим истребителем.
Ко мне пристроился меньший лейтенант Смирягин и показал мне «Фоккера Д-21», собиравшегося атаковывать меня сверху позади. Я грубо развернулся ему в лоб и проскочил ниже его, а следом пошел за ним. «Фоккер» сделал боевой разворот, далее вошел в вираж, во время которого я зашел к нему в хвостище и дал очередность.
«Фоккер» сделал переворот и вошел в пикирование. Я пикировал за ним и стрелял с высоты 2 тысяч метров до высоты 500 метров. «Фоккер» вышел из пикирования ещё ниже и стал бродить над заливом. По этому заливу рулил ещё единственный «Фоккер Д-21», явно, только что севший.
Я произвел ещё одну атаку по «Фоккеру», летавшему над этим местом. Я поднялся на высоту 2 тысяч метров, нашел младшего лейтенанта Смирягина, перезарядил пулеметы, опробовал их — стреляют, и взял вектор движения на свою территорию с набором высоты. Вскоре меня вновь атаковал позади сверху «Фоккер Д-21». Я развернулся ему навстречу; он вошел в пикирование. Гнались за ним до высоты 500 метров, а следом взяли вектор движения сызнова на свою территорию, так как время истекло, и наших самолетов в этом районе больше не было.
Время воздушного боя — с 16.10 до 16.35. Вэтого в разное время я видел самолетов типа «Фоккер Д-21» до десяти. Вместе они ходят не больше двух. Атакуют только сверху, одиночно и со стороны солнца. Лобовую атаку принимают, если имеют превышение, потом первой же очереди переворотом уходят в пикирование, а когда мы их преследуем, выходят из пикирования шибко невысоко над землей».
21.03.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, старшой лейтенант Антонов Яков Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал эскадрильей, а после этого авиаполком.
25.08.42 г. начальник 84-го истребительного авиаполка майор Антонов был сбит в воздушном бою под Моздоком и пропал без новости.
Вспоминает генерал-майор авиации Г. Пшеняник: «25 августа предстояло причинить штурмовой потрясение по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нем участвовало 9 самолетов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой строй которых возглавил начальник 84-го авиационного полка Герой Советского Союза майор Я.И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолеты превратились в жутко заметные для врага черные мишени. Так что «мессеры» уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109ф, которые без труда маневрировали и более того не боялись ходить в лобовые атаки. Двадцать вражеских самолетов вели махач супротив семнадцати наших. И все-таки сквозь 8-10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские летчики. Один за другим стали валиться на почва горящие «мессеры»… А махач над гитлеровским аэродромом тем временем подошел к концу. Помимо радости победы он принес нам боль невосполнимой утраты: немцам удалось сшибить два И-153, и на одном из них Якова Ивановича Антонова, прекрасного летчика, опытного командира».
Долгое время считалось, что майор Антонов погиб в этом бою. Однако это было не так — он попал в плен. Позднее его видели в Моздокских лагерях. Из плена Антонову удалось мчаться, но после этого этого его следы совсем затерялись. Дальнейшая фатум отважного летчика неизвестна до сих пор.