Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Наталья Бессмертнова биография
Наталья Бессмертнова биография
Наталья Бессмертнова биография

Биография Наталья Игоревна Бессмертнова

Карьера: Балет

Дата рождения: 19 июля 1941, знак зодиака рак

Место рождения: Москва

Наталья Бессмертнова – советская и российская балерина, балетмейстер – педагог. Родилась 19 июля 1941 года. В 1961 году Наталья Бессмертнова была принята в труппу Большого театра, где танцевала до 1988 года. В 1988 году вышла на творческую пенсию. В 1988-95 и 2001-20003 годах Наталья Бессмертнова являлась педагогом-репетитором (по контракту) Большого театра.

Родилась 19 июля 1941 года в Москве. Отец – Бессмертнов Игорь Борисович, эскулап. Мать – Бессмертнова Антонина Яковлевна (в девичестве – Пешкова), домашняя хозяйка. Супруг – Григорович Юрий Николаевич, балетмейстер, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.

Балерина Н.И.Бессмертнова вошла в историю отечественного искусства в плеяде блестящих танцовщиц от М.Т.Семеновой и Г.С.Улановой до современных молодых “звезд”. Эта плеяда составляет славу русского искусства и повлияла на исполнительское мастерство артистов всего мира. Н.И.Бессмертновой принадлежит в ней видное и почетное местоположение.

В семье Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наташа с детства любила танцы и интересовалась балетом. Поэтому ее отдали в 1952 году обучаться в Московское хореографическое училище, где она делала быстрые успехи и блестяще окончила его в 1961 году у педагогов М.А.Кожуховой и С.Н.Головкиной. Сразу затем этого она была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995 года.

С первых шагов в Большом театре у Н.И.Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Ее дебютом явился седьмой вальс и мазурка в “Шопениане” М.М.Фокина, она выступила ещё в главной роли современного балета А.И.Баланчивадзе “Страницы жизни” (постановка Л.М.Лавровского), где ее партнером был начавший свою сценическую карьеру совместно с нею М.Л.Лавровский.

Н.И.Бессмертнова обладает редкими данными танцовщицы романтического плана. Линии ее фигуры удлиненные и гибкие, пластика изысканна, руки изящны и выразительны. Танец ее легок и воздушен, артистка органически живет в нем. Наряду с “Шопенианой” одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном балете. На гастролях в Англии и в других странах ее воплощение в жизнь имело необычайный счастливый момент. Балерина резво получила народную известность и имела многообразную, восторгающуюся ее искусством прессу в СССР и за рубежом.

Внешние данные романтической танцовщицы сочетаются у Н.И. Бессмертновой с редкой способностью к разнообразному танцевальному и пластическому выражению внутреннего мира исполняемых ею персонажей, с тонким чувством стиля различных балетов, что дает вероятность широкой трансформации сценического облика ее героинь.

В дальнейшем Н.И.Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Ю.Н.Григоровичем.

Высокая одухотворенность свойственна всем ее ролям. Назовем посреди них Лейли в балете “Лейли и Меджнун” С.А.Баласаняна в постановке К.Я.Голейзовского (1964), Марию в “Бахчисарайском фонтане” Б.В.Асафьева в постановке Р.В.Захарова (балерина была введена в тот самый спектакль в 1967 году), Девушку в “Видении розы” М.М.Фокина на музыку К.М.Вебера (1967) и другие.

Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Ее танец, технически безупречный, богат пластическими нюансами и порою имеет как бы импровизационный нрав. Балерина до такой степени сливается со своей танцевальной партией, что кажется, подобно как ее танец создается ею самой в этом месте и в текущее время.

Особенно все это проявилось в балетах, поставленных Ю.Н.Григоровичем. Ее Маша в “Щелкунчике” (1968) – юная мечтательница, устремляющаяся вдогон за своей мечтой в неведомые дали. Хрупкая, но мужественная Фригия в “Спартаке” (1968) из страдающего существа превращается в носительницу Мировой скорби, рождаемой вселенской катастрофой. Изящная, гибкая, будто газель, Ширин в “Легенде о любви” (1965) горюет и никнет к концу этого трагического произведения. Двойственная Одетта-Одиллия в “Лебедином озере” предстает как двуликий Янус, предопределяющий трагическую судьбу Принца. Ее Раймонда в одноименном балете (1984) величественна и горделива. Анастасия в “Иване Грозном” (1975) загадочна и таинственна. А роли Валентины в “Ангаре” (1976) и Риты в “Золотом веке” (1982) позволили Н.И.Бессмертновой сформировать образы современных девушек, и ее дарование засверкало новыми гранями.

Столь же своеобразна Н.И.Бессмертнова и в партиях Джульетты в “Ромео и Джульетте” (она танцевала обе редакции – и Л.М.Лавровского, и Ю.Н.Григоровича), Китри в “Дон Кихоте”, Авроры в “Спящей красавице”. Репертуар актрисы обширен, ее творческий диапазон широк, танцевальное мастерство совсем, а дар перевоплощения в разные образы уникален.

Следует пометить, что Н.И.Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в “Ромео и Джульетте” С.С.Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на музыку С.С.Прокофьева, поставленных Ю.Н.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978).

За свой вклад в хореографическое искусство Н.И.Бессмертнова удостоена звания Народной артистки СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премии СССР (1977). Она, помимо того, получила первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария) в 1965 году и премию имени Анны Павловой в Париже в 1970 году.

Уйдя в 1995 году из Большого театра, Н.И.Бессмертнова с тех пор и по настоящее время работает в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Ю.Н.Григорович ставит в разных городах России и в зарубежных странах.

Н.И.Бессмертнова снималась в телебалете “Ромео и Джульетта” (1968), участвовала в экранизации балетов “Жизель” (1975), “Шопениана” (1977), в кинофильмах-балетах “Спартак” (1976), “Грозный век” (по балету “Иван Грозный”, 1977). Творчеству Н.И.Бессмертновой посвящен телефильм “Жизнь в танце” (1978).

В свободное время Наталья Игоревна любит внимать музыку, уяснять текст книги, проводить время на природе, посещать музеи, путешествовать.

от maksim5o

Добавить комментарий