Биография Иеремия Бентам
Карьера: Экономист
Дата рождения: 15 февраля 1748, знак зодиака водолей
Место рождения: —
Поставив задачу реформирования общества, Бентам столкнулся с необходимостью систематизации и обоснования своих идей. Таким образом, его философия была не плодом отвлеченных размышлений, а основывалась на потребностях практической жизни.
БЕНТАМ, ИЕРЕМИЯ (Bentham, Jeremy) (1748–1832), выдающийся британский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма. Родился в Лондоне 15 февраля 1748. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, далее поступил в школу права «Линкольнз инн». Вскоре, при всем при том, разочаровался в юриспруденции и решил посвятить бытие изучению социальной, правовой и политической системы и исправлению ее недостатков и злоупотреблений. Поставив задачу реформирования общества, Бентам столкнулся с необходимостью систематизации и обоснования своих идей. Таким образом, его философия была не плодом отвлеченных размышлений, а основывалась на потребностях практической жизни. Некоторыми идеями Бентам был обязан Д.Юму и Гельвецию, кое-что он почерпнул у Пристли, У.Пейли и Ч.Беккариа. Если работы Бентама имеют сходство с сочинениями Д.Гартли, то это может быть объяснено только случайным совпадением. Взгляды Бентама получили наименование утилитаризма, хотя сам он предпочитал изрекать не об утилитарности, а о «принципе наибольшего счастья».
Утилитаризм Бентама, сформулированный, в частности, в его известном труде Введение в принципы морали и законодательства (An Introduction to the Principles of Morals and Legislation, 1789), основывался на этическом гедонизме, учении о том, что благо – это фортуна и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей. Чтобы верно взять в толк это утверждение, следует обладать в виду, что для Бентама блаженство и фортуна были синонимами и имели самый-самый просторный толк – охватывая интеллектуальные, социальные, нравственные и альтруистические удовольствия, а кроме того менее значимые физические удовольствия. «Удовольствие» – это все, что представляет ценность для человека, независимо от своей природы или причин, по которым джентльмен рассматривает что-либо в качестве ценности. Несмотря на практические трудности, возникающие при подсчете количества блага, Бентам был убежден, что благо позволительно дать оценку по интенсивности, длительности и другим параметрам. Теоретически позволительно выстроить исчисление, способное установить, какого рода акт является наилучшим при тех или иных обстоятельствах (т.н. «исчисление счастья»). И тогда становится ясной мишень законодательства: увеличить число счастья всех людей и во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему мучение и зло следует употреблять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению ещё большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реорганизации тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал надобность международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы.
Наряду с этическим гедонизмом Бентам развивал концепцию психологического гедонизма, соответственно которой любой мужчина в реальности стремится к тому, что дает ему наибольшее фортуна. Видимое возражение между этими двумя учениями устранялось с помощью постулирования семи или больше «санкций» – причин, по которым индивидуум поступает, ориентируясь (сознательно или неосознанно) на общее благо. Закон необходим для того, чтобы манипулировать этими санкциями с помощью вознаграждений и наказаний. Чтобы организация работала результативно, законы должны быть известны и понятны обществу.
Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов – простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (на все сто или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а кроме того нескольких американских штатов. Идеи философа были только популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует снабдить широкое распространение образования и информации. Бентам был одним из учредителей журнала «Вестминстер ревью» («Westminster Review»). Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования. Бентам кроме того полно сделал для введения системы государственной службы, процедур принятия правительственных решений, совершенствования судопроизводства, а ещё принял участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. Его либеральные взгляды нашли отображение в написанном в 1809 труде Катехизис парламентской реорганизации (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. в 1817).
Последователи Бентама – его современники были, аналогично ему самому, людьми практического склада, и, несмотря на все воздействие, которым они обладали, их сочинения потеряли свою значимость вслед за тем того, как перестройки, которые в них пропагандировались, были воплощены в бытие. Ко времени смерти Бентама в Лондоне 6 июня 1832 многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Наиболее знаменитым из них стал Дж.С.Милль. Идеи утилитаризма ещё развивали А.Бэн, Г.Сиджвик, Г.Спенсер и Л.Стивен.