Вера Алентова биография

Вера Алентова биография
Вера Алентова биография

Биография Вера Валентиновна Алентова

Карьера: Актер
Дата рождения: 21 февраля 1942, знак зодиака рыбы
Место рождения: Котлас, Россия. Российская Федерация
Вера Алентова – известная советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка России. Родилась 21 февраля 1942 года. На сегодняшний день фильмография актрисы насчитывает более 28ми фильмов среди которых такие известные картины как: “Звёзды и солдаты” 1967 год, “Москва слезам не верит” 1979 год, “Завтра была война” 1987 год, “Жених из Майами” 1994 год, “Ширли-мырли” 1995 год, “Бальзаковский возраст, или все мужики сво…” 2004-2007 год, “Дар божий” 2010 год и др.
Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области. Отец – Быков Валентин Михайлович (1917–1946), артист. Мать – Алентова Ирина Николаевна (1917–1988), актриса, работавшая во многих театрах бывшего Советского Союза. Муж – Меньшов Владимир Валентинович (1939 г. рожд.), всенародный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, обладатель премии «Оскар», присуждаемой Американской академией киноискусств. Дочь – Меньшова Юлия Владимировна (1969 г. рожд.) – популярная телеведущая, лауреат премии ТЭФИ. Внук – Андрей (1997 г. рожд.).
Вера Алентова родилась в семье актеров. Отец умер, когда девочке не было ещё 4 лет, и с тех пор матушка зачастую повторяла, что все у ее Верочки будет недурственно, потому как что Бог жалеет сирот и помогает им. Вскоре Вера с мамой уехали в теплые и сытные края на Украину, навечно оставив близкий Север, но ни в жизнь не отрываясь от него душой. До сих пор Вера Валентиновна с гордостью называет своей родиной Север и считает северян людьми необыкновенными и замечательными.
Детство Веры, как без малого у всех военных и послевоенных детей, не было легким: еды было чуть-чуть, о сладостях вообще более того мыслей не возникало, игрушки были из картона, заботливо вырезанные и разрисованные карандашом маминой рукой, из одежды одно фланелевое платье, сшитое мамой из своего старого халатика, жилье – подвальное помещение гримуборной театра, без дневного света. Мама полно работала, Вера ходила в садик, позже в школу и подолгу оставалась одна с самого раннего детства.
Одиночество научило Веру раздумывать о смысле бытия, и ей ни в жизнь не было уныло с самой собой. Природная склонность к фантазиям молниеносно выводила ее в лидеры детского коллектива по части всевозможных игр. Она придумывала невероятные истории и разыгрывала их с дворовыми ребятами, раздавая им роли, как в театре, и придумывая им костюмы из цветов, листьев и всякого подручного материала: старых занавесок, дырявых кастрюль, рваных чулок и панамок. Она самозабвенно танцевала с ребятами придуманные ею экзотические танцы, молниеносно сочиняла мотив на любые вирши и изредка собирала родителей во дворе, чтобы они посмотрели их детские представления. Но это не было театром – это были скорее игры с беготней и прыжками по крышам сараев, лазанием по деревьям и пожарным лестницам. Действующими лицами были прекрасные принцессы, благородные рыцари и, конечно, злые силы, мешающие одержать победу Добру и Благородству. Но Добро всю дорогу побеждало, дети с восторгом смотрели Вере в глаза.
Актеры периферийных театров – люди непоседливые, и Вера вкупе с мамой нередко меняла местоположение жительства. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в врачебный институт в городе Барнауле, но, мечтая сделаться актрисой, в то же время с поступлением в вуз решила втайне от мамы представить свои актерские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала ее мать, и была принята в труппу на место актрисы вспомогательного состава.
Это было огромное достижение, это было признание Вериных способностей. Медицинский был забыт навечно, но дома разразился неимоверный дебош. Не помогло и заступничество отчима Веры, также актера, под крылом которого она и затеяла это сказочное превращение обычной школьницы в актрису, нехай более того и вспомогательного состава. Мама негодовала не только потому как, что не была посвящена в «тайну», а и вследствие того что, что не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в сценический институт: «Талантливая – возьмут, бездарная – нечего работать в театре». Таков был вердикт мамы, и обжалованию он не подлежал. Ни о какой работе актрисой, разумеется, не могло быть и речи. Мама предложила Вере вместо театра сходить на предприятие, поработать там – «поизучать существование весьма полезно для будущей актрисы, тем больше, что в этом году время для поступления в институт упущено, а уж в следующем дерзать».
Проработав год на барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, Вера следующим летом поехала в Москву с надеждой поступить и с желанием, что было в тот миг значительно важней, аргументировать, что она талантлива и что ее стремление сделаться актрисой не блажь, а целиком осознанное ощущение точно выбранного пути.
В 1961 году Вера поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе (вуз). В институте были замечательные, прославленные на весь мир педагоги-актеры, живы были ещё знаменитые мхатовские «старики», которые смотрели студенческие работы и ставили студентам свои оценки, но для Веры насовсем самым строгим судом оставался суд мамы. Она с детства боготворила ее, и любое словечко мамы было для нее законом. Мама была строгой, безмерно любила дочка, гордилась ею, но хвалила шибко нечасто. Планка, которую должна была забрать ее дочка, была так высока, что достичь ее не представлялось возможным никому, помимо материнского любящего и требовательного сердца. Вера училась увлеченно, ее любили педагоги и прочили ей блестящее грядущее на мхатовских подмостках, ещё второкурсницей ее готовили для поездки на гастроли в Америку с громадный ролью.
На 2-м курсе Вера вышла замуж за студента Володю Меньшова и тем самым подписала себе «приговор». Педагоги недоумевали и более того пытались удержать Веру от этого безрассудного шага. Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен. Вслух об этом, конечно, не говорилось, но всем было ясно, что столичная карьера Веры закончена. Новоявленные супруги ни о чем подобном более того не задумывались, Вера была уверена в таланте своего молодого мужа, до окончания института было ещё в отдалении, и ей казалось, что у педагогов уйма времени, чтобы разобрать поближе студента Меньшова и увериться в своей неверной оценке его дарования. Юные супруги оптимистично и бесстрашно смотрели в родное перспектива. Студент Меньшов к концу 3-го курса понял, что режиссура ему интереснее, чем актерство, и более того хотел перевестись на режиссерский факультет, истина уже ВГИКа, но педагоги посоветовали завершить театральное образование, оно, мол, и в режиссуре не помешает. Вера ждала окончания института в 1965 году в уверенности своей нужности МХАТу и в ожидании больших ролей и неожиданных и радостных открытий. Жизнь оказалась суровее ожиданий, и в миг выдачи дипломов и зачитывания листка распределения студентов выяснилось, что все студенты взяты на работу – кто в родимый МХАТ, кто в «Современник», а Вера, Володя и ещё парочка совершенно захудалых студентов не нужны радикально никому. Выяснилось ещё, что поступить безотложно к своему любимому режиссеру Михаилу Ромму, тот, что набирал вектор движения во ВГИК, Меньшов не может, так как, оказывается, есть закон, по которому дядя, получивший одно образование, обязан отработать по специальности 3 года.
Меньшов уехал в Ставрополь, и в 1965 году Вера поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина, где сыграла строй замечательных ролей классического и современного репертуара.
Немногим из студентов Вериного курса, взятым на работу в престижные театры, удалось сыграть большие роли и сделаться популярными. Алентова же считала, что артист растет на ролях, и более того думала, что есть какой-то промысл Божий в ее непопадании на работу в «главный» театр страны. МХАТ постоянно был переполнен талантами, так как вбирал в себя лучших из своей школы, но этих лучших за время существования Школы-студии накопилось так непочатый край, что они годами простаивали без работы, теряя квалификацию и веру в свой дар. Редким из большинства удалось изречь близкое словечко и громко высказать о себе, остальные пополнили собой «кладбище талантов», как грубо, но справедливо называли актеры между собой тот самый немалый некогда театр.
В театре имени А.С. Пушкина не было актрисы такого плана, как Алентова, и Вера Валентиновна окунулась в мир своих детских грез, встретившись с драматургией Бернарда Шоу («Шоколадный солдатик», 1966), Джона Б. Пристли («Сокровище», 1976), Фридриха Шиллера («Разбойники», 1975), Р. Огорда («Сочная вырезка для фрекен Авсениус», 1982), Эдуарде де Филиппе («Призраки», 1992).
Кроме того, Алентова играла в пьесах А. Островского «Невольницы» (1972) и «Светит, да не греет» (1988), в спектаклях «Зыковы» (1968) и «Дети солнца» (1979) М. Горького, в «Последних днях» М. Булгакова (1974), в «Кафедре» В. Врублевской (1981), а ещё в постановках произведений В. Катаева, М. Шолохова. И современная драматургия не обошла своим вниманием Алентову, а спектакли по пьесам Н. Птушкиной, Л. Зорина до сих пор в ее репертуаре.
Владимир Меньшов, проработав год в Ставрополе и попробовав там себя в качестве режиссера, не оставил надежды на учебу во ВГИКе у Михаила Ромма, привез свои работы ему на суд и так ими и своим восприятием жизни понравился Михаилу Ильичу, что тот взял его безотлагательно на 2-й вектор движения, придумав нарочно для Меньшова «аспирантуру по режиссуре». В 1969 году у Алентовой и Меньшова родилась дочка Юля, которая росла как все обычные дети.
У Театра имени А.С. Пушкина, как и у всякого живого организма, бывали разные периоды жизни: времена расцвета и времена серого и скучного существования, но он ни в жизнь не принадлежал к числу популярных театров, отмеченных любовью критики, а скорее напротив, как нелюбимое дитя у матери, боролся за родное наличие и только порой прорывался изумительными спектаклями.
Алентова работала с разными режиссерами, застала ещё Равенских, тот, что поставил с ней «Шоколадного солдатика» Б. Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошел больше 300 раз с неизменным успехом. «Невольницы» по пьесе А. Островского в постановке молодого режиссера А. Говорухо наделали невпроворот шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой – главной героини – Евлалии. Художник В. Шапорин оформил спектакль так красочно и так в аккурат, что каждое открытие занавеса и каждое явление Алентовой в новом костюме захватывало дух от невероятной красоты и встречалось бурными аплодисментами благодарных зрителей. Спектакль признали и критики, о нем писали непочатый край и любопытно. Алентова получила диплом 1-й степени имени А. Островского за претворение в жизнь роли Евлалии, спектакль шел с шибко большим зрительским успехом как собак нерезаных лет, а сама Вера Валентиновна считает его для себя этапным. Роль Евлалии, в режиссерском решении А. Говорухо, в такой степени разнообразна, интересна и трудна для исполнительницы, что, одолев ее, Алентова в первый раз почувствовала себя целиком сложившейся актрисой.
Спектакль «Я – женщина» по сценарию В. Мережко был поставлен режиссером Б. Морозовым в 1984 году. Сценарий предназначался для фильма, но кинематографические власти сценарий по неведомым причинам аккурат в 1984 году запретили (позже он появится в прокате под названием «Прости»), театральные же власти оказались либеральнее и определить спектакль разрешили, истина, под своим тщательным контролем, и это обернулось для спектакля небольшим, но существенным изменением драматического финала. Спектакль все одинаково получился. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители ещё долговременно следом окончания спектакля были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него нереально было достать квиток, его смотрели по немного раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идет.
Интереснейшей работой Алентовой был девятисерийный телефильм «Такая короткая долгая жизнь» по сценарию И. Ольшанского и с режиссурой К. Худякова. Главная героиня телефильма Настя начинает свою существование на экране совершенно младой женщиной, и вся ее нелегкая судьбина, связанная с потерей ребенка, переездом из деревни в городок, войной, обретением нового трудного счастья, рождением другого ребенка и воспитанием его, проходит на глазах зрителей в течение без малого 20 лет. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма. После выхода сериала на экраны Алентову никто не узнавал: образ была для нее необычна, актеры называют такие роли характерными с переменой привычного внешнего облика. Актриса не боялась быть на экране некрасивой, и, когда коллеги по театру говорили Алентовой, что более того они, так славно знавшие актрису, сначала не узнали ее, Вера Валентиновна считала это для себя высшей похвалой.
Своим кинодебютом Вера Валентиновна считает кино «Москва слезам не верит». Теперь уже ставший кинорежиссером Владимир Меньшов, так неверно оцененный в близкое время педагогами Школы-студии МХАТ, снял тот самый свой второй по счету кино, получивший вмемирную влюбленность кинозрителей и уймище наград как отечественных, так и зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года кино вышел на экраны страны и начал родное победное шествие по всему миру. Его немедленно же купили для проката больше 100 стран, а исполнителей главных ролей рвали на части, приглашая на премьеры на все континенты земного шара. За единственный только 1980 год и только в нашей стране кино посмотрели 90 миллионов мужчина.
Вера Алентова с 1980 года является членом Союза кинематографистов. В том же году она получила приз «Сан-Мишель» за лучшее претворение в жизнь женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе. В 1981 году по опросу читателей журнала «Советский экран» она была признана «лучшей актрисой года». В том же году Алентова стала лауреатом Государственной премии СССР, а кино получил высшую награду Американской академии киноискусств – «Оскар».
В 1982 году Вера Валентиновна получила звание заслуженной артистки РСФСР. Фильм так полюбился зрителям, что героев фильма с актерами отождествляли, а Алентовой в такой степени поверили, что дважды избирали депутатом Краснопресненского районного совета 19-го и 20-го созывов.
В 1983 году на экраны страны вышел кино «Время желаний» режиссера Юлия Райзмана с Алентовой в главной роли. Это был завершающий кино великого мастера и остался в благодарной памяти актеров, с ним работающих, как прикосновение к некой тайне. Тихо и неспешно Райзман мог творить на съемочной площадке атмосферу любви и поклонения товарищ другу.
За образ Светланы в фильме Райзмана Алентова была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР (1986). В 1992 году Вера Валентиновна получила звание народной артистки РСФСР.
Фильмов на счету у Веры Алентовой кот наплакал, но все они любимы зрителями и запоминаются на долгий срок. Это и взбалмошная и глупая американка Кэрол, и ревнивая цыганка Земфира, и замочившая белье Люська в фарсовой эксцентричной комедии «Ширли-Мырли». Это и такая страшная по своей человеческой сути преподавательница Валендра из фильма «Завтра была война». И беззащитная в своем бракоразводном воинствующем неврозе Аля в фильме «Время для размышлений».
Кинороль Веры Алентовой – Соня в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов», вышедшем на экраны в 2000 году, заслуживает отдельной строки. Это служба Мастера, а сама Алентова считает эту образ предварительным подведением итога прожитой жизни, а кино – мощным отражением жизни целого поколения и философским осмыслением огромного отрезка времени в жизни страны, в отрезок времени зарождающихся в умах надежд на перемены. В этом фильме быть может кинуть взор на самих себя вчерашних с сегодняшних позиций. Фильму «Зависть богов» удалось с без малого документальной точностью возродить атмосферу 1980-х годов, в которых всепоглощающая влюбленность героини Алентовой – Сони и французского переводчика Андре обречена на трагическую погибель.
Вера Алентова с 1966 года является членом Союза театральных деятелей, а в 1993 году она стала президентом Благотворительного федерального фонда социальной защиты членов СТД Российской Федерации. Фонд старается в меру своих малых сил подмогнуть театральным работникам, попавшим в беду, и неработающим театральным деятелям, живущим в острой нужде.
В том же 1993 году Алентову пригласил к себе в антрепризу Леонид Трушкин. Его театр знаменит шумными премьерами и громкими именами. Спектакли театра пользуются неизменной любовью зрителей.
В настоящее время Алентова является актрисой Театра имени Антона Чехова, где она занята в спектаклях «Пизанская башня» Н. Птушкиной, «Чествование» Слейда, «Поза эмигранта» Г. Слуцка и др.
Вера Валентиновна Алентова удачно совмещает все виды своей деятельности с любовью к моделированию окружающего ее малого мира, будь то платье, которое должно сделаться в результате нового кроя неповторимо алентовским, или угол в квартире, которому неожиданно захотелось иного звучания. Это мир увлечений Веры Алентовой. В ее голове, как и в самые юные годы, непочатый край «придумок», и многие из них она воплощает в существование своими руками: сама шьет, вяжет. Дочь Юля выросла, окончила тот же институт, что и родители, и стала популярной телеведущей.
В 2001 году Вера Алентова награждена орденом Дружбы.

Author: maksim5o

Добавить комментарий