Биография Янн Артюс-Бертран
Карьера: Фотограф
Дата рождения: 13 марта 1946, знак зодиака рыбы
Место рождения: Франция
Он говорит о себе: «Я являюсь лишь посредником между Землей и людьми. Смысл моих фотографий самый простой — Земля прекрасна, и я люблю ее так же, как и вы». Уже много лет французский фотограф Янн Артюс-Бертран снимает нашу планету с высоты птичьего полета.
Любовь к высоте у него появилась не безотложно — сначала родившийся в 1946 году Янн окончил школу искусств в Париже и стал актером. Ему сулили большое предстоящее, но в 21 год он кинул кино и уехал в горы Оверни, где стал сторожем в заповеднике. «Внезапно я понял, — рассказывал он опосля, — что вся краса мира заключена в природе, и дядя должен приметить эту красоту, а не изобретать взамен свою». Потом он вкупе с женой-биологом уехал в Кению учить существование львов. Наблюдения требовалось свидетельствовать съемками, и Янн стал фотографом. В заповеднике Масаи-Мара он впервой поднялся в небеса на вертолете и обнаружил, что почва сверху видна вовсе по-другому. С тех пор он и «заболел» воздушными съемками. Уже в его первой книге «Львы», вышедшей в 1981 году, количество фотографий сделана с воздуха. Вернувшись на родину, он работал фотожурналистом, печатаясь в известных международных изданиях. Снимал ралли Париж—Дакар, песчаные бури в Сахаре, горилл в джунглях Руанды и получил много престижных наград. Но подлинной страстью Янна оставались «портреты» Земли с воздуха. В 1991 году он создал близкое фотоагентство Altitude и под эгидой ЮНЕСКО занялся съемками в разных частях света. Иногда он использовал воздушный шар, но чаще геликоптер, способный зависать на одном месте, в то время как камера ловила нужное освещение. Снимки делались с высоты от 30 до 300 м над землей. Разными были и сюжеты — в различие от авторов рекламных плакатов Янн снимал не только красоты. На его фото разрешается углядеть и разрушенный землетрясением турецкий городок Измит, и лагерь косовских беженцев в Албании. Отражены там и унылые следы бездумных действий человека — вырубленные леса, высохшие реки, гигантские свалки мегаполисов. «Меня интересует все, — говорит он. — Я хочу являть предметы и явления такими, какие они есть».
Террасные рисовые поля. ИндонезияЗа немного лет Артюс-Бертран объехал рядом 80 стран и сделал больше ста тысяч фото. 214 лучших составили книгу «Земля, увиденная с неба», вышедшую в 1995 году. С тех пор она переиздана в 16 странах, охватывая Россию, общим тиражом 800 тысяч экземпляров. Кроме того, 70 миллионов джентльмен посетили выставки, которые фотограф устраивает по всему миру. В 2002 году он посетил Самару, нимало недавно — Душанбе.
Артюс-Бертран делает новые фотографии повсеместно, где бывает. Проект следует за проектом: героями очередного альбома Янна «Шесть миллиардов» должны сделаться люди — их не видно с неба, но они так же достойны воплощения, как доля природы. Работа над этим проектом идет уже не единственный год — фотограф хочет представить обитателей разных регионов мира, для чего, сообразно, нужно посетить все регионы. Не менее скрупулезно он готовит альбом, посвященный своим любимым животным — лошадям. В его сельском доме, в парижском пригороде Рамбуйе, живут две лошади, портреты которых наверное найдут местоположение в будущем альбоме.
Потухший вулкан. МадагаскарСемья Янна состоит из жены Анны и трех сыновей, двое из которых пошли по стопам отца: Гийом стал фотографом, а Батист—биологом. Несмотря на свои 59 лет, Янн не собирается останавливаться: его голубая греза — приметить с воздуха все страны мира. А это непросто. Такие государства, как Саудовская Аравия и Китай, запретили ему воздушную съемку своей территории. Должно быть, им есть, что таить. А фотограф считает, что все люди имеют право взглянуть сверху на места, где они живут, и углядеть, как они прекрасны, может быть, тогда они научатся бережно дорожить эту хрупкую красоту. За дело по защите окружающей среды Артюс-Бертран заслужил высшую награду Франции — орден Почетного легиона. Но самой здоровущий наградой он считает длинные очереди желающих угодить на его выставки. Еще одна его греза — раскрыть свою галерею фотографий в Люксембургском саду. «Заходя туда время от времени, люди будут лицезреть красоту, которая даст им новые силы жить», — уверяет Янн. Возможно, так и случится. А в то время как читатели «Вокруг света» могут, не уезжая в Париж, глянуть на работы замечательного мастера — не без затей фотографа, а настоящего художника, творящего свои шедевры сообща с природой.