Биография Юрий Карлович Арнольд
Карьера: Музыкант
Дата рождения: —
Место рождения: —
Арнольд, Юрий Карлович, композитор и музыкальный теоретик (1811 — 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда.
Арнольд, Юрий Карлович, композитор и мелодический теоретик (1811 — 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна «Die Schopfung». В 1831 году поступил в Стародубский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. По выходе в отставку А. занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О.К. Гунке. В 1835 году появилось в печати первое сочинение А. — романс «Вечерний звон» (Козлов). В 1836 году он написал оперу «Цыганка» на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М.И. Глинкой и дал первостепеннный свой концерт (отрывки из опера «Цыганка»). В 1839 году выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с балладой «Светлана» (контент Жуковского ). В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году А. познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого позже выступал в печати. В течение 1842 — 60 годов А. написал (на собственное немецкое либретто) трехактную оперу «Нидия» или «Последний день Помпеи». Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта А. «Der Invalid», а в следующем году — оперетта «Клад» или «За Богом молитва, за царем работа — не пропадают»; позже А. написал к ней прочий контент и переименовал в «Ночь на Ивана Купала». В 1860 году А. написал увертюру к «Борису Годунову» Пушкина , в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за рубежом, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны «Русская баллада» и «Как у всех-то людей» (слова Мея ). В области церковной музыки А. написал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (Приложение к журналу «Музыка и Пение»). Большая доля музыкальных сочинений А. осталась не изданной. Как композитор, А. не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки — с иной. Его литературные произведения: драма «Kunstlerleben» (1852), поставленная в СПб. в 1854 году; драма «Andreas Brunau» (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году; поэма «Август». А. сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как сценический критик («Муз. Театрального Вестника», 1850), то как беллетрист о музыке (в «Московских Ведомостях»). В лейпцигском журнале «Neue Zeitschrift fur Musik» (1863, № 8 — 15) А. поместил статью: «Die Entwickelung der russischen National-Oper», в которой в первый раз в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867 — 1868 годах он редактировал «Zeitschrift fur Theater und Musik». В 1868 — 70 годах в музыкальном институте Яна Гувы, в Граце, он преподавал музыкальную эстетику и учение о формах. В Москве он открыл общественные музыкальные классы, имевшие счастливый момент и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Как теоретик, А. известен исследованиями по русскому церковному пению. Собирая и изучая материалы ещё с 1842 года, для чего умышленно ездил в Киев и на Волгу, он издал весь строй трудов: «Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt» (Лпц., 1878); «Теория древнерусского церковного и народного пения», вып. I; «Теория православного церковного пения» (М., 1880). Главный тезис этого исследования — что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, — он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Другие его труды: «Гармонизация древнерусского церковного пения» (М., 1886); «Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению», «Общий свод правил гармонизации знаменного распева», «Гармонические начала церковных гласов», «О принципе гармонизации церковных гласов», «Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologisc
hen, asthetischen und psychologischen Gesetze», I ч., «Harmonik», т. I; «Die Grundharmonien» (Грац, 1869; по-русски); «Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов», т. I, «Гармония»; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: «Die Elemente der polyphonen Bewegung» (М., 1871); т. III: «Die Discordanzen» (М., 1872); «Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen» (1874 — 1879). Не раз А. выступал и как лектор, в России и за рубежом, по истории музыки и акустики. В Лейпциге он, между прочим, прочел (1883) лекцию «Об основах древне-православного церковного пения». В Московском университете читал вектор движения по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция: «О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы» в немаловажно расширенном изложении, напечатана под заглавием: «Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться» («Баян», 1888 — 89). Немало занимался А. и вопросом о преподавании пения, написав статью: «О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц» («Музыкальный Мир», 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавая «Теорию постановки голоса» (не законченную), в которой отстаивал алгоритм староитальянской школы. В 1892 — 93 годах издал свои «Воспоминания», охватывающие отрезок времени времени с 1815 по 1875 годы и имеющие важность для истории быта и музыки в России. Он работал над осуществлением идеи «амплификатора», долженствовавшего улучшить звучность фортепиано и достигнуть большей точности и ровности тембра в его строе. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью А. его мысль не получила практического осуществления. Григорий Тимофеев.