Биография Михаил Васильевич Авдеев
Карьера: Писатель
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Авдеев, Михаил Васильевич, писатель, беллетрист (1821 — 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска.
В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана , известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества «Филаретов». Надо полагать, что от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизма и любви к литературе. Окончив гимназию в Уфе, А. поступил в остов путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку, в ранге капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная бытие была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова ). Через год ему разрешили уехать за рубеж, где он бывал и раньше и где в настоящее время сблизился с И.С. Тургеневым . Позже А. вернулся в Россию. Литературная занятие А. началась ещё в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, А. чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях солидный припас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная повадка сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, тот, что был для А. учителем и образцом, и которому посвящен его «Подводный камень». Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений. Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая привычка в описаниях природы — все, что создавало фарт А. в первой половине его деятельности, затем казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников. Первый и громкий счастливый момент создала А. его трилогия («Варенька», «Записки Тамарина» и «Иванов»), печатавшаяся в «Современнике» в 1849, 1851 и 1852 годах и опосля вышедшая особняком в 1852 году под названием «Тамарин». Долгая бытие в глубинке дала А. вероятность рядом присматривать зачастую встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; словечко «Тамарин» сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах вечно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией одним духом последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества А. Сотрудничая в «Современнике», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения», «Санкт-Петербургских Ведомостях» и других органах, он выступал и в качестве беллетриста («Ясные дни», «Огненный змей», «Порядочный человек», «Приличная партия» и др.), и как автор путевых писем («Поездка на кумыс», «Письма из Петербурга», «Из деревни», «Дорожные заметки», «Из-за границы»), и как фельетонист (фельетоны в «Современнике» 1852 — 53 годы, под псевдонимом «Пустой человек»), и как корреспондент из Оренбургского края (в «Дне» Аксакова , 1861 — 62 годы). Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом — «Подводный камень» (в № 10 и 11 «Современника» 1860 года, вслед за тем отдельно). Сюжет в настоящий момент забытого романа сводится к тому, что юная девица, дочка помещицы, Наташа Любанина встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом — незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное воздействие и, в конце концов, влюбляется в него. Она встречает в Соковлине давнехонько уже созревшее ответное ощущение, но стареющий джентльмен, здорово помятый житейскими невзгодами, во многом уже разочаровавшийся, чуждый иллюзий и тверёзый рассудком, боится принять влюбленность неопытной девушки, предвидя вероятность охлаждения и нового увлечения с ее стороны. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, в то время как на сцену не появляется товарищ детства Наташи, в прошлом студент, вслед за тем литератор и социальный участник из «новых», Комлев. Его характерная персона, новые взгляды, на
строения и стремления, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее; другое доканчивает дюжий темперамент полностью расцветшей женщины, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, тот, что видит в этом неизбежное осуществление своих прежних опасений и не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя здорово страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю влюбленность и почтение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала А., что он близок к сюжету «Жака» Ж. Занда, «Полиньки Сакс» Дружинина и других романов. «Подводный камень» имел, при всем при том, колоссальный успех; во-первых, он появился, как воспрещено уместно сказать, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, несложный и явственный, тургеневской складки, язык; ладный проект, без излишних подробностей и пристроек; немного явственно очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; в конце концов, тоненький и сильно правдивый разбор сложных переживаний двух главных героев, — все это ставило «Подводный камень» в начальный строй тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и ныне читается с интересом; в нем нетрудно ухватить любопытные черты «лишних людей» (в лице Соковлина) и «реалистов» базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора — на стороне первых, а «новых людей» он не долой упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи «новых людей» это чувствовали и, когда А. выступил в 1868 году с новым романом, «Между двух огней», встретили его неблагосклонно. Герой романа Камышлинцев, воспитанный в барской обстановке и продолжительно не находящий себе дела, пристраивается, в конце концов, к «новой женщине», занимающейся самостоятельным трудом, и попадает между двух огней: радикалов и консерваторов. Радикальные критики находили, что А. мало сурово осудил барича и «пошляка» Камышлинцева, а «Настоящие новые люди если и не осмеяны благодушным автором, то, во всяком случае, остались не поняты им и поставлены в тени в полном пренебрежении» (Скабичевский ). Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения А. («Магдалина», «Сухая любовь», «Пестренькая жизнь»). Последним беллетристическим произведением А. был роман «В сороковых годах», напечатанный в «Вестнике Европы» в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, круг Белинского и Герцена . Стихов А. не печатал вовсе, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): «Мещанская семья», шедшая на Александринской сцене в период 1868 — 1869 гг. и имевшая весьма скромный счастливый момент.