Биография Ирина Александровна Богушевская
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 2 ноября 1965, знак зодиака скорпион
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
Ирина Богушевская — русская певица, поэт, композитор. Родилась 2 ноября 1965 года. Ирина Богушевская создает музыку в стиле театрализованный джаз или кабаре-рок. Широкую известность получили альбомы, написанные в творческом союзе с Алексеем Кортневым: «Книга песен» и «Лёгкие люди».
21 января крайне успешным концертом во МХАТе имени Горького Ирина Богушевская презентовала свой свежий альбом «Нежные вещи».
— Ирина, вы довольны концертом во МХАТе?
— Очень.
— Кажется, это был самый-самый здоровенный ваш концерт?
— В смысле зала, в котором он проходил, да — что ни на есть громадный и что ни на есть солидный по звуку и свету. Я шибко довольна, а в прошлом всего довольна тем, что люди пришли, потому что что, открыто говоря, все висело на волоске. Перед Новым годом выяснилось, что у меня по сути дела нет дизайна обложки, и мне пришлось 28 декабря разыскивать такого дизайнера, тот, что не уехал бы из Москвы и не напился на новогодние праздники — и был бы в состоянии адекватно оформить эту пластинку, а это была непростая проблема. Конечно, справить этакий зал — большая ответственность. Некоторые журналисты, истина, написали, что все в зале были знакомы приятель с другом, но ежику ясно, что 1300 дядя по определению не могут быть знакомы, вследствие этого я считаю, что это некоторая виктория.
— В конце 1980-х вы играли в театре МГУ, затем чего исчезли, а в 1996-м году нежданно появилась певица Ирина Богушевская. А что было в первой половине 1990-х?
— На самом деле певица Ирина Богушевская существовала, но была какой-то вещью в себе. Возможно, это плод уверенности в том, что ты пишешь талантливые песни. Я, отслушав огромное численность всякой музыки, имею право на близкое точка зрения – у меня приличная музыка, она довольно высокого качества. И в связи с этим у меня было такое детское чувство, как описано у Булгакова: ни при каких обстоятельствах ничего ни у кого не хлопотать. Я гордая леди и думала, что сами предложат и сами все дадут. Но я нетрудно забыла, что Булгаков это писал о вечной любви, — вот там воистину бессмысленно хлопотать. А что касается славы и денег, то тут надобно требовать. Поэтому у меня ушло определенное численность времени на то, чтобы лишить себя этих иллюзий. И я поняла, что надобно все-таки прилагать усилия к тому, чтобы выдвинуться в мир и как-то предъявить ему себя. По-хорошему в первый раз основательно заниматься пиаром мы стали только сегодня. Оказалось, что одних альбомов немного, чтобы о тебе узнали.
— А в театр вы попали невзначай или целенаправленно?
— Не бывает ничего случайного. Поступив в вуз, я, без сомнения, продолжала исполнять свои песенки.
— Вы писали песни до театра?
— Я начала строчить песни в 3—4 года. Сначала про пингвинов, лошадей и собак, а лет с тринадцати я ориентировалась на мальчиков. Потом все это пошло таким беспрерывным потоком. В университете проходили смотры художественной самодеятельности. Я выходила, садилась к роялю и исполняла свои песенки. И один раз мне легко позвонили из театра и пригласили туда.
— А отчего вы пошли обучаться в вуз, а не в Гнесинку или ещё куда-нибудь — песни распевать?
— У меня же нет такого музыкального образования, которое позволило бы поступить в Гнесинку. Я окончила школу в Будапеште, и поневоле мне пришлось прекратить музыкальное образование, вследствие того что что по-венгерски обучаться музыке было сильно сложно, на практике нереально. А помимо того, я же готовила себя к судьбе великой русской трагической поэтессы, наследницы Ахматовой и Цветаевой.
— Почему же тогда МГУ, а не Литинститут?
— Очень хотелось заполучить гуманитарное образование.
— А с родителями это, видать, также как-то связано?
— Да, и с давлением родителей, но мягким таким давлением. Сейчас фиксировали 250 лет МГУ, и жутко пафосные мероприятия проходили. В главном здании была некая церемония награждения звездой МГУ. Такая звездочка, на ленточке. Награждали Лужкова, ещё кого-то и ещё кого-то. Церемонию вели Елена Ханга, Святослав Бэлза, Юлия Бордовских и Владимир Молчанов. Я вхожу в гримерку, где сидят все ведущие, и Бордовских говорит: «Ах, моя училка пришла». Дело в том, что, когда она училась на журфаке, я вела у них аспирантские семинары по истории философии. У нее и у Оли Журавлевой.
— То есть ваша профессия – история философии?
— Да, история зарубежной философии.
— А откель у вас такая влюбленность как раз к бразильской и аргентинской музыке?
— Потому что там тепло, а я ненавижу сугробы. Солнце — главная планета в моем гороскопе. Маленькой меня увезли в Багдад, и там мой жидкий тело запомнил, что сорок градусов в тени – это недурственно. И в настоящее время я мучаюсь, мучаюсь тут с октября по март. Сегодня вообще не хотела из дома вылезать.
— И вы с самого детства росли на этой музыке?
— Нет, нет. Конечно, я слышала какие-то босановы, оттого что нельзя существовать и ни разу не услыхать «Каждую девушку». Но когда я лежала в больнице вслед за тем аварии, а это было десять лет обратно, мне принесли туда кассету с этой музыкой. И это, как выяснилось, единственное, что позволительно внимать в моем состоянии. У меня была контузия нервов — не головы, а плечевого сплетения, и при этом страшные боли тебя мучают. А эту музыку разрешается было внимать, и, больше того, она как бы обладает терапевтическим эффектом. Она впрямь снимает болевые приступы. И так я влюбилась в эту музыку — насовсем.
— Ирина, вы занимаете в русской музыке уникальную нишу, у вас нет ни одного конкурента…
— Ну зачем, вот есть такая расхожая история. Когда вышла «Книга песен», мы, конечно, нашли схема передать ее Алле Пугачевой. Она послушала и сказала: «Это конкурентка Кристине, ее не запускать никуда». Я не знаю, сколь это истина, но я слышала такую информацию от людей из ее окружения.
— Кристине?! Но вы же идеально непохожи!
— Может быть, это связано с тем, что Кристина тогда выпустила «Танго втроем». В журнале «Алла» обо мне напечатали сильно хорошую статью — и все. Кристина реально занимается безупречно иной музыкой, я ей не конкурентка. Да и опосля, мне соревноваться с Кристиной — все одинаково что людоедке Эллочке с Вандербильдихой. У одной — бриллианты, а у иной — мексиканский тушкан.
— А зачем при таковой уникальной позиции вы до сих пор не стали национальной звездой?
— Мне кажется, что я в некотором смысле являюсь жертвой или заложницей политики программных директоров радиостанций. Сыр нельзя реализовать, если его не выкладываешь на витрину. Если люди приходят в шоп, а на демонстрационной ячейке нет, скажем, козьего сыра, то они его не купят ни в жизнь, они не знают, что он на свете есть, под прилавком. Такая же обстановка с моими песнями. Эфир – это демонстрационная ячейка, а в эфир их не пускают, потому что что всем кажется, что это не будет слушать и продаваться. Это как если бы Татьяна Толстая пришла в издательство печатать книжку, а ей бы сказали: «Вы знаете, Татьяна Никитична, мы не будем печатать вашу книжку, потому как что люди ее не купят».
— А вы думаете, что такая музыка будет потребляться публикой? Не той публикой, которая приходит на ваши концерты, а той, которая слушает Верку Сердючку и репертуар «Русского радио»?
— Да, я думаю, что круг потенциальных слушателей этой музыки крайне широк. И мне кажется, что в нашей стране ещё не сообразили крайне простую вещь — что какой-то уникальный продукт может добро продаваться. Всем кажется, что только биг-маки добро продаются, а на самом деле трюфеля также продаются превосходно. На самом деле мы с моими музыкантами нехило живем за счет того, что в нашей публике есть кредитоспособная прослойка поклонников. Но я думаю, что, если бы моя музыка крутилась по десять раз в день в эфире «Русского радио», у нее были бы поклонники. Мне кажется, не надобно за людей находить решение, будут они внимать или не будут. Им нужно вручить вероятность самим соорудить таковой отбор. Вот. Почему-то меня весьма боятся товарищи с радиовещания. «Городская чайка» или «Эти большие волны» с «Легких людей», мне кажется, запросто могли бы вертеться повсеместно.
— И что, никто не берет? Даже «Серебряный дождь» не берет?
— «Дождь», по-моему, взял, но у нас с ними были договорные обязательства. Остальные не забирали. Поэтому, когда я писала «Нежные вещи», я вообще с прибором положила на все форматы. Я не ставила перед собой мишень выпустить пластинку, которая будет в эфирах, я ставила мишень реализовать какой-то художественный план, тот, что у меня был в голове.
— А когда делали «Легких людей», ставили задачу быть в эфирах?
— Когда я делала «Легких людей», у меня было стремление сделаться как бы ближе к мейнстриму, к тому, что крутится на радио. Мы сидели, думали над аранжировками. На самом деле «Легкие люди» — это вообще-то этакий итог, о котором ты жалеешь. Но лучше сочувствовать о том, что сделано, чем о том, что не сделано. Я с «Легкими людьми» попала во все возможные западни, и в финансовую в том числе. У меня были страшные битвы по поводу аранжировок, я выкинула половину песен из этого альбома, потому как что мне до такой степени не понравились аранжировки, что их более того не стоило переделывать. И в результате он вышел как бы усеченный и с компромиссами. Там есть три песни, которые мне нравятся, а остальные — нет. Но тем не менее я думала, что любое радио может схватить «Городскую чайку», и, когда этого не произошло, я сильно весьма надулась на всех.
— А зачем вы так нечасто выпускаете альбомы? Потому что песен немного пишете или денег не хватает?
— Я песен пишу хоть отбавляй, я крайне плодовитая. У меня гора песен. И не то, чтобы денег не хватает, нетрудно я весьма капризная. Я же люблю живую музыку вписывать, а это дорогое наслаждение. То есть альбом появляется тогда, когда находятся финансы на него. Раз где-то в два года они, надо полагать, находятся. Цепочка такая: в 2000-м вышли «Легкие люди», в 2002-м мне было некогда — у меня родился малый ребятенок, а в 2004-м мы записали «Нежные вещи». Правда, я собираюсь в настоящее время вкалывать в другом темпе, вследствие того что что хоть отбавляй всяких интересных проектов. И вообще — пора забирать почту, радио, телеграф и арсенал.
— Может быть, вы клубный артист? Ведь на самом деле клубная культура шибко большая, у нее легко прочий методика дистрибуции — ее не нужно являть по телевизору и отдавать по радио, в силу того что что инфа распространяется посредством посетителей клубов.
— Ну нет, я считаю, что мою музыку необходимо вертеть по телевизору и по радио. Она сильно полезна для здоровья.
— Несколько лет вспять вы написали у себя на сайте, что не хотите быть звездой. Это была сознательная точка зрения?
— А что я там написала, я не помню?
— Там была серия заметок про то, как вы готовите борщ. И публика возмущалась – звездочка не может готовить борщ…
— На самом деле все мои знакомые политтехнологи меня нетрудно высекли за эти высказывания. Они говорили: как позволительно было так снизить свой образ, как разрешено было так страшно себя позиционировать, ну ты посмотри на себя — какой борщ? Написала бы, что сегодня ешь, там, карпаччо или не знаю что, но ради чего ты написала про борщ? Это был какой-то внутренний протест, оттого что мне показалось, что посреди моих поклонников стали преобладать какие-то невменяемые люди, которые стали говорить: вы такая божественная. Я джентльмен с юмором. У меня это вызывает раздражение. Я, конечно, понимаю, что реагировать необходимо по-другому. Сказать: вот да, я вся такая неземная, питаюсь амброзией только, летаю над землей, а не хожу. Не надобно было чиркать про борщ, в силу того что что это все вранье. Не готовлю я, конечно, никаких борщей, в завершающий раз я делала это в прошлом феврале.
— То есть стремление сделаться звездой есть? Вам нравится популярность?
— Конечно, нравится. Я, истина, не знаю, что такое настоящая популярность, я в то время как безмятежно могу гулять по улицам.
— Вас не узнают?
— Некоторые начали в текущий момент осведомляться потом нашей бурной массированной рекламной кампании, и это мило, хочу заявить. Я на самом деле хочу, чтобы люди ассоциировали физиономия с музыкой. Очень многие люди слышали фамилию Богушевская, но не все могут совместить это имя, музыку и лик человеческий. Надо, чтобы все это совпало.
— А клипы вы не собираетесь снимать?
— Да, конечно. Поскольку я в свои 50 (на самом деле Ирине 39 лет. – ГАЗЕТА) недурственно выгляжу. Конечно, собираюсь.
— Вас слушают только в больших городах или по всей стране?
— Ну вот, в частности, я ездила в град Белгород, и люди там подпевали. Для меня загадка, откель они знают слова, но тем не менее есть какие-то удивительные высокие технологии, которые все это распространяют. Сейчас, после этого МХАТа, выходят статьи, рецензии. И я вижу, что многие критики оценивают более того не то, сколь что надо мы играли, не то, сколь славно звучит мой звук. Они оценивают какие-то совсем другие параметры, в частности, порядок раскрутки, более того порядок денежных потоков, которые около тебя крутятся. И отчасти они правы, потому как что артист — это не только звук, это не только наружность, это ещё и твоя мощь воли, и порядок других твоих способностей. Потому что на самом деле звезды – не те, у кого самый-самый прекрасный звук, а те, у кого хватает выносливости, чтобы выдюжить это. Живой таковый образец. В начале января я работала на спектаклях «Веселые ребята», там страшные сквозняки за сценой. И когда ты выбегаешь потный переодеваться, то простужаешься. Я захворала жутким бронхитом — до сих пор кашляю по полтора часа утром и отплевываюсь. Тем не менее 10-го и 11-го я лежу пластом, 12-го иду во МХАТ на совещание, следом еду на репетицию, позже к дизайнеру, 13-го лежу пластом дома, ко мне приходят журналисты, и так продолжается все десять дней перед концертом. Вместоположение того чтобы гулять на массаж и к косметологу, я хожу к врачу, мне делают всякие ингаляции и все такое, и как-то я с этим бронхитом успеваю отработать концерт. Конечно, огромный соблазн — вылезти и отправить, проговорить, что я не могу, мне так худо, извините, нет. Но если ты можешь это вынести – умница, тебе пятерка и вероятность пахать дальше.
— И вероятность уже ничего единый год не действовать.
— Почему это единый год ничего не действовать? Нет, я хочу трудиться, на самом деле.
— Вот я разговаривал с Валерией, она говорит: на следующий год я не буду ничего действовать.
— Она себе может это дозволить запросто, оттого что пахала как лошадь немного лет.
— Скажите, а существуют ли какие-нибудь планы у вас, Кортнева, Пельша воссоздать какой-нибудь спектакль театра МГУ?
— Какой спектакль – «Кабаре»? Вообще-то нет.
— Я Кортневу задавал тот же вопросительный мотив, он ответил – да.
— Правда? Отлично, значит, у них есть такие планы. Я-то с удовольствием еще раз выйду с ними на одну и ту же сцену. Хотя мне бы шибко хотелось, открыто говоря, не совершать капустников больше ни при каких обстоятельствах. Я тот самый жанр не шибко люблю, это все-таки какая-то кавээновская привычка. Уж если работать, то нужно работать дорогое красивое кабаре. Не варьете, где девушки напевали, а как раз кабаре, это на самом деле прочий жанр.
— Когда нам ожидать следующего альбома?
— Я думаю, что мы с Олегом Нестеровым довольно стремительно сделаем альбом ремиксов. Еще у меня лежит пятнадцать текстов, таких баллад, и я хочу изготовить серьезную работу, с серьезными аранжировщиками поработать. Думаю, что, видать, этим летом я не буду заново сиживать в студии. Может, сквозь год, не раньше.
— Как вы думаете, когда-нибудь держава увидит Ирину Богушевскую в условной программе «Песня года»?
— Обязательно, я сделаю все, что от меня зависит. Я этого хочу и считаю, что на самом деле это только украсит программу.
Вечная студентка
Певица Ирина Богушевская закончила философский факультет МГУ. Во время учебы принимала участие в спектаклях легендарного Студенческого театра МГУ совместно с Алексеем Кортневым и Валдисом Пельшем. В 1993-м стала обладательницей Гран-при фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова. Выступала совместно с группой «Несчастный случай», вышла замуж за Алексея Кортнева. В 1993 году попала в серьезную автомобильную катастрофу и в течение двух лет не могла заниматься музыкой. В 1995-м принимала участие в конкурсе «Ялта-Москва-Транзит» (наследник фестиваля в Юрмале), но из-за смерти матери отказалась от участия в финале. Работала ди-джеем на «Радио 101», вела программы на НТВ и ТВЦ. В 1998 году вышел основополагающий альбом Ирины Богушевской «Книга песен». Альбом стал сенсацией в кругу музыкальной критики и признан одним из лучших русских поп-альбомов наряду с «Зеркалом души» Аллы Пугачевой и «Русским альбомом» Жанны Агузаровой. На основании текстов песен, опубликованных на буклете к альбому, Ирину приняли в члены Союза писателей. После дефолта 1998 года Богушевская не смогла содержать музыкантов и стала выступать в сопровождении своей постоянной пианистки Светланы Мочалиной с программой «Шоу для тебя одной». Эта программа становится одной из самых успешных в русском шоу-бизнесе – Ирина с успехом исполняет ее в течение трех лет. В 2000 году вышел второй альбом — «Легкие люди», тот, что во многом уступал «Книге песен». В январе 2005 года появился третий альбом певицы — «Нежные вещи», весьма тепло встреченный критикой.