Биография Иван Константинович Айвазовский
Карьера: Художник
Дата рождения: 29 июля 1817, знак зодиака лев
Место рождения: Феодосия, Украина
Иван Айвазовский — выдающийся русский живописец, маринист. Родился 29 июля 1817 года. Картинам Айвазовского, чаще всего изображающим море, борющиеся с волнами корабли, присущи эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и романтическому пафосу («Девятый вал», 1850, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). За свою жизнь художник создал более 6 тысяч полотен.
АЙВАЗОВСКИЙ, ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (1817–1900), российский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). В качестве «пенсионера» Академии работал в Крыму (1838–1840), Италии (1840–1844), посетил кроме того Францию, Англию и строй других стран. Любил путешествовать и позднее – по России, Европе, Средиземноморью, – но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое воздействие французской марины (морского пейзажа) барокко-классицизма (К.Лоррен и К.Верне).
Избавляясь от чрезмерно плотной повадки письма и чрезмерно резких контрастов классицистической «кулисной» композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофический Девятый вал (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто ощущение «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Обеспечив живописный результат, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим больше 6000 картин), зачастую превращал его в самобытный фирменный стереотип. Но в самых хрестоматийных и по праву особенно популярных своих картинах (таких, как Черное море, 1881, Третьяковская галерея) он демонстрирует первейший свой дар: умение выказать пронизанную светом, все время подвижную водную стихию.
Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав несть числа патетических батальных полотен (Чесменский мордобой, 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он сделал полно «чисто земных» пейзажей, посреди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850–1860-е годы), аккурат море типично предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; хотя вообще-то, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, одинаково как и античной мифологии, запрещено причислить к самым большим его удачам. Целый строй картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории (Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции, 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).
С 1840-х годов его художественная продукция пользовалась огромным успехом. Айвазовский накопил большое состояние и известен ещё как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел единый строй крупных пейзажистов (Л.Ф.Лагорио, А.И.Куинджи, К.Ф.Богаевский и др.).
Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, сегодня носящей его имя.