Биография Ибрай Алтынсарин
Карьера: Учитель
Дата рождения: 1 ноября 1841, знак зодиака скорпион
Место рождения: Аракарагайская волость, Казахстан
Ибрай Алтынсарин — выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ. Родился 1 ноября 1841 года. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.
Алтынсарин Ибрай родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Торгайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года.
Алтынсарин — солидный агент казахского просвещения, педагог, социальный участник в области школьного образования. В числе его практических заслуг — открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Его тяготение обучать детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных известия делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С прочий стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет «крестить» казахских детей и приготовить их к «солдатской службе» в русской армии. Алтынсарин истинно выступал супротив невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и более того в интересах имперской идеологии, соответственно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя».
Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли дать оценку, сколь она отвечает потребностям народа. В числе заслуг кроме собственного литературного творчества — составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, понужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он делает практически титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное местоположение занимает мысль «естественного развития», с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о «пользе оседлости» и «цивилизаторской миссии» Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они кроме этого отчуждают «инородцев» от русских..
«Не разумнее ли — говорит Ибрай, — раньше нежели осмелиться опрокинуть искусственным образом народную бытие степняков, исследовать сперва тот самый население и эту существование, изведать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, сколь принял он влияние непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом, в каких условиях окружающей природы тот самый население находится и т. д., дабы не свершить опасной ошибки, т .к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает обратить нацию, временами самую способную, в апатичную, как это, говорят, и случилось с башкирским народом, так как в законах природы нет примера, чтобы может быть было враз превращать малолетнего ребенка во взрослого мужа». Самым решительным образом мысль предпочтительности «естественного хода дел» выражена в статье Алтынсарина «По поводу голода в Киргизской степи». Связывая просвещение и образование народа с оседлостью, с городами и удобными путями сообщений, он категорически выступает супротив проекта «как не возбраняется больше скорого» перехода от кочевья к оседлости путем «принудительных мер». Подобный план он расценивает как грабеж сколько-нибудь пригодной земли у колонизуемого народа, оттого что подчеркиваются «особые преимущества» русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к этому не «принудить». Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что сами проявляют влечение достаточно настойчивое к «переменам векового быта» в смысле оседлости. К этому он присовокупляет крайне существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над этим замечанием и сегодня не возбраняется призадуматься.
Существенным элементом мировоззрения Алтынсарина является трактовка им ислама, о чем разрешено судить по тому, что он составил учебник по исламу. Ибрай стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.