Биография Джордано Бруно
Карьера: Философ
Дата рождения: 17 февраля 1600, знак зодиака водолей
Место рождения: Италия
Итальянский философ, родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником.
Родился в поселке у города Нола поблизости от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником. Обвиненный в ереси в 1576, бежал в первую голову в Рим, а далее за пределы Италии; переезжал из города в град, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, супротив него было начато следствие – сперва в Венеции, а в 1593, затем выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены несчетные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись ещё некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а следом сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.
Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio , 1582) и немного трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno , 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены сущность не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или личность, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l’infinito , universo e mondi , 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное цифра миров, в каждом из которых есть солнышко и немного планет. Таким образом, Земля всего только небольшая звездочка посреди других звезд в бесконечной Вселенной.
Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она кроме того оказала непосредственное воздействие на германский строгий идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, и все-таки выводит из коперниканской системы значительно больше радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем всякий прочий итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, и все-таки совпадение его идей с позднейшими научными и философскими теориями поразительно. Трагическая кончина Джордано Бруно сделала его мучеником за свободу мышления.
Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri , 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante , 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo , 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori , 1585); 120 статей о природе и Вселенной супротив перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos , 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta , 1588) ; О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro , 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura , 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus , 1589).