Биография Алексей Семенович Яковлев
Карьера: Артист
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Яковлев (Алексей Семенович) — трагический актер, сын костромского купца. Родился в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование, на 13-м году посажен в лавку сидельцем.
Постоянно перечитывал и заучивал наизусть стихотворения Ломоносова , Державина и других поэтов и, с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал выдумывать вирши духовного и лирического содержания. Страстно увлекался и театром; сочинил драматический этюд «Отчаянный любовник». И.А. Дмитриевский уговорил Яковлева поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Яковлев выступил 1 июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира» и шибко быстро сделался любимцем публики, которая в особенности восхищалась его богатырской фигурой и звучным голосом. Мало образованному молодому человеку немудрено было затерять голову от триумфов, так нетрудно ему доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная слабость не только отразилась на творчестве Яковлева, но исказила его нрав, сделав его неудержимо заносчивым и грубым. Биографы указывают, что одной из главных причин загула Яковлева была неудачная влюбленность. Несмотря на неблагоприятные условия, самородная мощь таланта Яковлева была так велика, что в прошлом чем сломиться и пропасть, он дал высокие образцы сценического творчества, о которых современники продолжительно вспоминали с восторгом. Его развлекуха отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях, сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем трагизма художественно-реального. Это «новое слово» посреди условностей современной ему сцены и составляет историческую заслугу Яковлева. Способствовало успехам и славе Яковлева явление на сцене, без малого в то же время с ним, блестящей трагической актрисы Екатерины Семеновны Семеновой . Присутствию в труппе этих двух выдающихся трагических сил российский театр был обязан значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев XVII и XVIII веков. Еще больше ценным для истории театра событием было явление Озерова , трагедии которого доставили Яковлеву самые громкие успехи. Яковлев, хотя вообще-то, мог быть простым и художественно-высоким и в «мещанской драме» (Коцебу и другие). Эпохой полного расцвета его таланта было время с 1804 по 1811 годы, когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа, Фингала, Дмитрия Донского, Агамемнона (в «Поликсене» Озерова), Орозмана, Магомета (в трагедии Вольтера) и Иодая (в «Аталии» Расина). Яковлев умер в 1817 г. и похоронен на Волковском кладбище. На памятнике над его могилой вырезана надпись: «Завистников имел, соперников не знал». См. «Сочинения Алексея Яковлева, придворного российского актера» (СПб., 1827); история жизни — Р. Зотова «Пантеон» (1842, V), А.Н. Сиротининина — «Русский Архив» (1889, VII), Е.С. Некрасовой — «Артист» (1892, XII), И.Ф. Горбунова — «Русский Вестник» (1892, IX); Д.Д. Коровякова — «Ежегодник Императорских Театров 1893 — 94» (приложение книги I); «Воспоминания С.Т. Аксакова».