Биография Алексей Николаевич Баташев
Карьера: Музыкант
Дата рождения: 7 сентября 1934, знак зодиака дева
Место рождения: —
Кандидат технических наук (1972), кавалер Ордена Культурной заслуги (Польша, 1977), Заслуженный деятель искусств России (1995). Почетный доктор Международного Восточно-Европейского университета (1999), действительный член Академии художественной критики (2002). В числе неправительственных наград — Медаль 200-летия США (1978), медаль ВДНХ за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1981), московская медаль «Ветеран труда» (1985), почетная награда Президента колледжа Куиннипиак (США) за выдающийся вклад в международный культурный обмен средствами музыки и искусства (1988), Почетный знак Польского джазового объединения (1994), Медаль Кшиштофа Комеды (1994), памятная медаль Международного фонда славянской письменности и культуры «За гражданское мужество» (2002).
А.Н.Баташев окончил Московский физико-технический институт (1957), обучался у академиков Л.Д.Ландау, П.Л.Капицы, А.Д.Сахарова, Н.Н.Семенова специальностям химическая физика и радиотехника. В свободное время занимался плаванием под руководством мирового рекордсмена Л.К.Мешкова и, дойдя до кандидата в сборную СССР на Олимпийские игры в Мельбурне, отказался от спортивной карьеры. Еще в бытность студентом независимо освоил кларнет и саксофон, основы гармонии, аранжировки и импровизации и с 1954 по 1959 год играл в оркестрах и ансамблях Москвы (Эстрадный оркестр МИД Николая Артамонова, джаз-оркестр МИСИ Виктора Зельченко, Джаз-квинтет Геннадия Гладкова), выступал как саксофонист, участник вокального квартета и вокалист-солист. Написал цикл «Английские песни на слова Маршака», а кроме того немного пьес для джаз-оркестра и камерного джаз-ансамбля. Сорок лет через две его пьесы были аранжированы для большого оркестра Виталием Долговым.
Под влиянием искусствоведа Леонида Переверзева с 1958 года стал выступать со статьями о джазе, сначала на польском языке (в журнале «Джаз»), а с 1962 — на русском в отечественной периодике, на английском в американских и международных изданиях. В 1960 разработал устав и организовал в Москве первостепеннный Клуб любителей джазовой музыки в ДК «Энергетик» на Раушской набережной, открыл его концертом гостившего у него «Нью-Йоркского джаз-квартета» и, став президентом клуба, объявил вектор движения на создание отечественного направления в джазе, «соединяющего национальное музыкальное наследие и интернациональную джазовую технику». К слову, вкупе с Л.Б.Переверзевым Баташев в 1965-67 годах провел большущий цикл лекций о джазе в рамках Общества «Знание» в Большой аудитории Политехнического музея.
Собрал большую фонотеку и библиотеку по джазу и подверг эту музыку научному анализу. Результатом стала преподавательская занятие на Курсах повышения квалификации музыкантов в Московском объединении музыкальных ансамблей и в Джазовой студии ДК «Москворечье», а кроме того первая и единственная в своем роде монография «Советский джаз» (М., 1972) по истории отечественного джаза. Ее используют в качестве учебника для эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений, ее фрагменты переведены на многие языки, по материалам ее был поставлен кино Карена Шахназарова «Мы из джаза».
В 70-80-е годы А.Н.Баташев вел занятия по разработанным им курсам: «История джаза», «Джазовая стилистика», «Теоретическая эстетика», «Гармоническое ориентирование» (джазовое сольфеджио и слуховой анализ), а кроме того по уникальному курсу «Всемирная история музыкальной импровизации». Курсы посещали как музыканты-любители, так и студенты, аспиранты и преподаватели музыкальных учебных заведений.
Главная черта деятельности А.Н.Баташева — просветительство. В 1976 году он был аттестован Министерством культуры как лектор-музыковед, а потом и как режиссер, начал профессионально действовать от Московской государственной филармонии. В концертном зале ДК «Москворечье» в середине 70-х годов им был впервой проведен абонементный цикл «Джаз, фольклор и классика» с участием ведущих джазовых ансамблей страны, фольклорных коллективов Севера и Сибири, Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского, солистов Гидона Кремера, Татьяны Гринденко, Наталии Гутман, Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. Он автор идеи совместных выступлений фольклорных и джазовых коллективов, он подготовил и провел концерты-игры Ансамбля Покровского совместно с Трио Вячеслава Ганелина, «Арсеналом» Алексея Козлова, «Архангельском» Владимира Резицкого. Впоследствии в 1989 году на основе этой идеи и по инициативе Баташева был проведен основополагающий в мире Всемирный фестиваль джаза и фольклора в Абакане. Фактически на этом фестивале родилось художественное явление, называемое нынче этноджазом.
В 1981-87 ставил и вел цикл концертов в Олимпийской деревне в нововведенном им жанре «Джаз плюс джаз» (возле 30 оригинальных программ). Вел концерты московских джаз-фестивалей 80-х годов. Представлял зарубежных джазменов — Фрейзера МакФерсона, Дэйва Брубека, Диззи Гиллеспи, Пэта Метени, «Мальборо Супербэнд» во время их гастролей.
С его именем связаны джазовые концерты в Театре Эстрады, ЦДХ («Джаз-пик с Алексеем Баташевым»), в ЦДРИ (творческие вечера Ю.Маркина, С.Григорьева, А.Пищикова, А.Кролла, А.Кузнецова, И.Бриля), в Колонном Зале (Джаз-фестиваль «Москва-Рио-Нью-Йорк»), в Концертном зале ДК ФЭИ (г. Обнинск, с 1981 больше ста концертов!), а в просветительской деятельности Центра «Аккорд» в Музее им. Глинки. Алексей Баташев — неизменный ведущий джаз-фестивалей в Архангельске, Екатеринбурге, Челябинске, первых фестивалей «Богема-Джазз», первого фестиваля «Джаз в Саду Эрмитаж», первого Джаз-Карнавала в Одессе, где он являлся арт-директором и ведущим.
А.Н.Баташев — организатор и ведущий фестивалей джаза в СССР и за рубежом: Он участвовал в организации и ведении фестивалей в Тарту и Таллине (с 1959), в Москве (с 1962) и в Ленинграде (с 1965), первых фестивалей в Донецке, Воронеже, Новосибирске, Казани, Куйбышеве, Днепропетровске, Одессе. В 1977 провел Поморский джаз-фестиваль в Польше (на польском языке). В 1988 организовал и провел (на английском языке) четырехнедельные гастроли по Соединенным Штатам четырех советских солистов — Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука и Виктора Двоскина. Вместе с американским партнером он организовал серию концертов советских и американских джазменов (Джо Хендерсон, Боб Хатчерсон, Игорь Бриль, Александр Осейчук и др.) в Сан-Франциско (1989). Им организована и проведена в городах Поволжья гастроль американского джаз-оркестра «Синтезис» (1990), международный фестиваль «Джаз у океана» во Владивостоке (1991-93). Он был инициатором джазовых контактов между Сибирью и Аляской, установил культурные связи с университетом в Фэйрбэнксе, а ещё с одним из крупнейших американских джаз-фестивалей в городке Москва (штат Айдахо), где с тех пор русский джаз ежегодно представлен.
Он единственный из учредителей (совместно с Александром Цфасманом, 1966) и член Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, неизменный корреспондент ее журнала «Джаз Форум», с 1973 устойчивый член Консультативного совета Берлинского Джаз-Феста (по приглашению Иоахима Берендта и Георга Грунтца), с 1983 член Совета Новоорлеанских джазовых архивов. В 70-80-е декан и лектор факультета джазовой музыки московского Университета культуры Общества слепых.
В 80-е А.Н.Баташев — член худсовета фирмы «Мелодия», автор вступительных статей к больше чем ста джазовым грампластинкам и компакт-дискам. По его инициативе многие отечественные джазмены в первый раз попали в крупнейшие российские и международные энциклопедические и справочные издания. В 1986 вышла «Энциклопедия джаза и популярной музыки» (ЧССР), где А.Н.Баташев — автор больше сотни статей о советских музыкантах. С середины 90-х годов он — автор издательства «Российская Энциклопедия», единственный из составителей и авторов «Всемирного энциклопедического словаря», биографического словаря «Музыканты мира». В целом им опубликовано свыше 500 статей в периодических, а сейчас и онлайновых изданиях
В 80-90-е читал лекции о джазе в 20 американских университетах — Смитсонианский Институт (Вашингтон), Айдахо Стэйт (Москоу, Айдахо, в том числе совместно с Леонардом Фезером), Бригэм Янг (Прово, Юта), Колгэйт (Нью-Йорк), Куиннипиак (Хэмден, Коннектикут), Сонома (Сан-Франциско), Стэнфорд (Пало Алто, Калифорния), Тулэйн (Нью Орлеан, Луизиана), Хауард (Вашингтон), Аляска Стейт (Фэйрбэнкс, Аляска) и др. В Беркли Колледж (Бостон, Массачузетс) по приглашению ректора Гэри Бертона им проведены мастер-классы по джазовой эстетике и журналистике.
С 60-х годов и до середины 90-х он автор и ведущий популярных телевизионных и радиопрограмм — «Метроном» (Радио «Юность», совместно с Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым), «Джаз-курьер» (Московское ТВ), «Джаз с Алексеем Баташевым» (инициатива Дмитрия Диброва, Пятый канал, 1995, свыше ста передач за 8 месяцев в интерактивном прямом эфире!), и других. В 1991 началось сотрудничество с «Эхо Москвы». Телепередача «Клуб Алексея Баташева», шедшая по московскому кабельному телевидению, номинировалась в 2001 на ТЭФИ.
В роли рассказчика телезрители видели Алексея Баташева в фильмах «Опавшие листья» Александра Марьямова, «Бродвей нашей юности» Алексея Габриловича, в цикле передач «Джаз из России» с участием известных российских джазменов на НТВ.
Благодаря директору «Интерньюс» Григорию Либергалу с ТВ связана ещё одна важная страничка биографии Баташева — аккурат его голосом говорили известные американские критики в выдающемся сериале — фильме Кена Бернса «Джаз», показанному впервой в Европе по ОРТ в 2001 году. По приглашению режиссера Александра Стефановича сыграл образ джазового деятеля в фильме «Осенний блюз».
В 1998 году по приглашению Российского фонда культуры Баташев начинает концертный цикл «Джаз из России», а по приглашению главного редактора МГАФ С.С.Горбачевой становится автором и ведущим абонемента «Джаз для всех» в Большом зале Московской консерватории (25 тематических программ за 5 сезонов). За это время в программах участвовали на практике все действующие лица современного российского джаза, от старейших — Олега Лундстрема и Георгия Гараняна — до тех, кто ещё только вступает на большую сцену. Первые темы носили общеобразовательный и концептуальный характер: натура джаза, феномен импровизации и феномен экспромта, джаз и фольклор, джаз и классика, джаз и грядущее музыки.
В ноябре 1998 года с небывалым аншлагом в БЗК прошел концерт с участием Оркестра Олега Лундстрема, Николая Петрова, Любови Казарновской. Автором и организатором этого проекта была импресарио Майя Кочубеева, имевшая к тому времени солидный профессиональный навык работы в камерном и симфоническом жанре. Майя пригласила Баташева новости тот самый концерт. С марта 1999 года Алексей и Майя начинают всю дорогу сотрудничать.
Результатом их совместного творчества стал строй просветительских концертных проектов на главных сценах Москвы (БЗК, КЗЧ), в том числе концертные программы «Алексей Баташев представляет:», цикл концертов «Музыкант и его время», посвященных Эллингтону, Гудману, Дунаевскому, Миллеру, Цфасману с участием оркестров Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, ансамблей «Moscow Band» Владимира Лебедева, «Ленинградский диксиленд» Олега Кувайцева и «Горячая Девятка» Всеволода Данилочкина, саратовского джаз-оркестра «Ретро» Никиты Духовникова, ансамблей Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука, Аркадия Шилклопера, Германа Лукьянова, Юрия Маркина, в том числе зарубежных солистов — Кортни Пайна, Деборы Браун, Дженни Эванс и Руди Мартини, Роберты Гамбарини, Дайан Шур и других. Для многих наших музыкантов эти программы стали дебютом на сцене КЗЧ или БЗК. По инициативе Майи многие концерты были сняты телеканалами «Культура» и ТВЦ, имели фарт у телезрителей. В результате заинтересованность широкой публики к джазу видно возрос.
Большинство их совместных проектов сохранило проблемную тематику, раскрывая с новой стороны те или иные аспекты джаза, — концерт к столетию Гершвина, концерт к 80-летию Московской Филармонии (с «Ленинградским диксилендом» и певицей Дженни Эванс, показанный по ТВЦ), «Посвящение Дюку Эллингтону», «Посвящение Луису Армстронгу», «Русский всенародный джаз», «Джаз в стиле Шопена» (с участием польского трио Анджея Ягодзиньского) — в БЗК; «Старые песни от джаза», «Эдди Рознер. Возвращение оркестра». Этот их план вообще стоит особняком — по инициативе Кочубеевой и Баташева выдающийся знаток джазовой оркестровки Владимир Прохоров воссоздал по слуху партитуры репертуара рознеровского оркестра 40-х годов.
В числе наиболее ярких концертов — гала-концерт «Джаз с Востока» в БЗК в марте 2003 года с участием музыкантов Америки, Европы, Азии и Африки — Татевик Оганесян, Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова, Дафера Юссефа, Ришада Шафи, Энвера Измайлова, Сергея Манукяна, Виктора Фридмана, а кроме того фестиваль «Российскому джазу — 80» (октябрь 2002, КЗЧ и БЗК) с участием Олега Лундстрема, Ларисы Долиной, Давида Голощекина, Игоря Бутмана, Анатолия Кролла, Ильи Рутберга, Льва Лебедева, «Москоу-Бэнда» и саратовского оркестра «Ретро». В течении трех дней любители джаза имели уникальную вероятность проследить историю российского джаза от его рождения в 1922 году, от возрожденных номеров «Эксцентрического джаз-банда Валентина Парнаха» и «Теа-джаза Леонида Утесова» до современности. Отдельной страницей фестиваля стал его заключительный концерт в БЗК — формирование проекта «Эдди Рознер. Возвращение оркестра» с участием Биг-бэнда Федеральной пограничной службы России (дирижер Владимир Вепринцев).
Сразу следом открытия Международного дома музыки в 2003 году Майя Кочубеева и Алексей Баташев провели там афишный джазовый концерт с придуманной Майей программой «Серенады Солнечных долин, или Цветущий май», в котором участвовал Квартет Виктора Заходяева и «Moscow Band» Владимира Лебедева.
В 2004 году Кочубеева и Баташев подготовили и провели в Большом зале Консерватории концерт образцового исполнителя джазовой классики — американского оркестра «Султаны свинга» со специальной программой. Американцы исполнили «Голубую рапсодию» Гершвина (в честь 80-летия создания) в переложении Олега Лундстрема (солист — НА СССР Николай Петров), впервой познакомили российских слушателей с сюитой на темы «Щелкунчика» в переложениях Дюка Эллингтона и его коллег. Символическое рукопожатие — через 60 лет после этого премьеры в Карнеги Холле, сбор с которой пошел на поддержка воюющей Красной Армии, в БЗК состоялось первое в России претворение в жизнь программной сюиты Эллингтона «Черные, коричневые и бежевые» с участием НА РФ Давида Голощекина и НА СССР Елены Образцовой.
Кочубеева и Баташев создают и джазовые развлекательные программы. Много публики и прессы привлек однодневный фестиваль «100-летие Луиса Армстронга» в саду «Эрмитаж». В 2001 году А.Н.Баташев был почетным гостем Новоорлеанского джаз-фестиваля, где как арт-директор Одесского джаз-карнавала выступил с предложением, чтобы Одесса и Новый Орлеан стали городами-побратимами и по-братски решили бы, где все-таки родился джаз. Не получив отклика, предложил улаживать в Москве карнавал в новоорлеанском стиле «Секондлайн», и первостепеннный эдакий карнавал при участии американских музыкантов 10th Avenue Jazz Band и американских путешественников с успехом проведен совместно с Майей Кочубеевой летом 2002 года в Саду «Эрмитаж».
Ценители джаза любили гулять в первостепеннный и один в Москве танцевальный джазовый «Клуб Алексея Баташева» (кроме того их общий проект). В памяти многих остался придуманный Майей конец дня «Встреча старых стиляг» в августе 2000 года.
А.Н.Баташев вел ещё симфонические и камерные концерты в проектах Майи Кочубеевой — Государственного академического симфонического оркестра (в том числе «Концерт на бис» в КЗЧ, «Музыка нашей Родины» в БЗК с произведениями И.О.Дунаевского, дирижер Павел Сорокин), Российского национального оркестра (премьера Симфонии «Желтые звезды» Исаака Шварца, дирижер Павел Сорокин), Московского симфонического оркестра (дирижер Владимир Зива), «Оперные фантазии» — в КЗЧ.
Подсчитано, что на концертах, придуманных и организованных Майей Кочубеевой и Алексеем Баташевым, охватывая визиты зарубежных звезд, побывало возле 70 тысяч джентльмен, пополнивших аудиторию любителей джаза. А за 50 лет творческой деятельности Баташева вся аудитория посетителей его лекций и концертов, сообща с радиослушателями и телезрителями исчисляется миллионами.
Алексей Баташев представлял русский джаз Президенту Михаилу Горбачеву в 1989 году, а кроме того Президентам Владимиру Путину и Биллу Клинтону на специальном концерте в Кремле в июне 2000 года с участием Оркестра Олега Лундстрема, детского ансамбля Петра Петрухина и Квартета Игоря Бутмана.
Деятельность А.Н.Баташева связана не только с джазом. В 90-е годы А.Н.Баташев — председатель Российского союза профессиональных литераторов, член Общественной палаты при Президенте России, член Координационного совета творческих союзов России. А.Н.Баташев в качестве члена Комиссии по правам человека при Президенте России разработал Федеральную программу защиты трудовых и социальных прав творческих работников свободных профессий и был в числе разработчиков закона о творческих работниках и творческих союзах.
В 1984 году Алексей Баташев начал трудиться над громадный книгой, которая по завершении была им озаглавлена «БАТАШ. Большой евразийский роман, или Опыт художественно-исторического исследования рода за 55 веков». Еще в 1995 году по первым наброскам к книге был снят документальный кино «Алексей из рода Баташевых» (Реж. А.Лазо, ЦСДФ, 1995). Книга была подготовлена к печати и распространению при поддержке и активном творческом участии Майи Кочубеевой. Книга получила высокие оценки от известных писателей и деятелей культуры.
Выдающийся музыковед, эскулап искусствоведения, профессор Московской Консерватории Валентина Джозефовна Конен, характеризуя своего коллегу, писала:
«А.Н.Баташев — талантливейший, дерзкий, упорный пропагандист джаза и организатор. Ему больше, чем какому-либо другому музыковеду обязаны мы тем, что джаз в нашей стране не угас в годы гонения на него, а развился в искусство, находящееся на мировом уровне».