Биография #1 Алексей Владимирович Баталов
Карьера: Актер
Дата рождения: 20 ноября 1928, знак зодиака скорпион
Место рождения: Владимир, Россия. Российская Федерация
Алексей Баталов — советский и российский актёр, режиссер и сценарист, общественный деятель, народный артист РСФСР и СССР. Родился 20 ноября 1928 года. Алексей Баталов снимается в кино с 1944 года. На сегодняшний день на счету актера съемки в более чем 40ка фильмах, среди которых такие известные картины совесткого и российского кинематографа как: «Зоя» 1944 год, «Михайло Ломоносов» 1955 год, «Летят журавли» 1955 год, «Москва слезам не верит» 1979 год, «Свет далекой звезды» 1964 год, «Звезда пленительного счастья»1975 год и др.
Алексей Баталов родился в Москве в актерской семье. Его папа — Владимир Баталов — и мама — Нина Ольшевская — были актерами МХАТа. Там же работали дядя и тетя нашего героя: Николай Баталов (это он сыграл образ начальника рабочий колонии Сергеева в фильме «Путевка в жизнь») и Ольга Андровская. Как вспоминает А. Баталов: «У мамы и папы была комнатка во дворе МХАТа, где складывали декорации — на них, в буквальном смысле слова, я и вырос…»
В начале 30-х брак В. Баталова и Н. Ольшевской распался, и последняя вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова. Вместе с Алешей они переехали к Ардову — в обиталище в Садовниках (сейчас это улочка Татьяны Макаровой).
Чуть позже они купили квартиру в кооперативном доме литераторов. Их соседями этажом выше была семейство Мандельштамов. Именно благодаря Осипу Мандельштаму в обиталище в первый раз пришла Анна Ахматова, когда приехала из Ленинграда в Москву и остановилась у Мандельштамов. Однако ночью выяснилось, что все спальные места заняты другими гостями, и Ахматову отвели на этаж ниже — к Ардову. А. Баталов вспоминает: «У нас в доме побывали многие известные люди. Когда мне было семь лет, к нам в первый раз пришла Анна Андреевна Ахматова. Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В ней было шесть метров, когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены, — а она выглядела в этом закутке, как королева…
Мне постоянно помогал образец бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Зощенко, Пастернак, Бродский — я знал этих людей, видел их существование…
Меня никто ничему нарочно не учил, не науськивал, истина, это и не требовалось. Я и без объяснений знал, что моя бабуся, главврач Владимирской больницы, ни при каких обстоятельствах не была врагом народа. И единственный дедуля не был, и второй, и оба дяди не были. Все они сидели по 58-й статье, считались врагами народа, но что бы мне ни пытались вдолбить в школе пионерские или комсомольские начальники, я никого из родни не предал. Один родич похоронен в братской могиле во Владимире, второй остался на лесоповале под Кандалакшей… Бабушка умерла, отсидев бог знает сколь лет за то, что была дворянкой и ещё кем-то, кем быть возбранялось…»
В июле 1941 года Баталов сообща с матерью был эвакуирован в Татарию — в град Бугульму. Буквально посредством немного месяцев следом прибытия туда матушка нашего героя организовывает там свой театр. 14-летний наследник Алексей занят в театре в первую голову как рабочий сцены, а следом мамаша полагается ему и маленькие роли. Как вспоминает А. Баталов: «Я впервой вышел на сцену с подносиком… Я не обольщался ни судьбой актерской, ни аплодисментами. Что я буду в театре — не сомневался ни при каких обстоятельствах. И что во МХАТе — также. Но я понимал: или ты артист, или… Театр также не может существовать без этих людей, не второсортных, а необходимых…»
После войны Баталовы вернулись в Москву, и свойский герой, закончив школу, решил поступать в Школу-студию при МХАТе.
К моменту окончания Школы-студии Баталов был уже женат — его супругой стала дочь художника Константина Ротова, с которой он был знаком с детства. В этом браке на свет появилась девчурка, которую счастливые родители назвали Надеждой.
Между тем греза Баталова безотложно вслед за тем студии угодить в труппу прославленного МХАТа тогда не осуществилась — его призвали в армию. Правда, служить ему пришлось не в отдалении от дома, а в той же Москве — его зачислили в труппу Центрального Театра Советской Армии. По словам А. Баталова: «Мы круглые сутки охраняли театр, занимались ремонтом, изготавливали декорации. Рабочая мощь! А играли мы в свободное от нарядов время, в родное блаженство…»
Служба нашего героя в армии продолжалась до 1953 года. Вернувшись на гражданку, он получил великолепный гостинец от А. А. Ахматовой — она дала ему денег, чтобы он оделся с ног до головы. Однако Алексей решил истратить их по-другому и купил себе авто «Москвич», о котором давнехонько мечтал.
В том же году сбылась ещё одна давняя греза Баталова — его приняли в труппу МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться в кино. Отмечу, что до этого нашему герою всего два раза пришлось вылезать на съемочную площадку: в 1943 году он снялся в крохотной роли мальчика Леши в фильме «Зоя», в 1952-м — в эпизодической роли Павла Соснова в картине «Служу Советскому Союзу». Как видим, обе роли были излишне малы, чтобы произносить о каком-либо серьезном опыте Баталова в кино. И внезапно режиссер с «Ленфильма» Иосиф Хейфиц разглядел в нем актера, способного на большее. Так свойский герой получил главную образ рабочего Алексея Журбина в фильме «Большая семья».
Переживая как артист на съемочной площадке сильную любовную драму, Баталов и в реальной жизни не избежал подобного. В 1954 году он как снег на голову влюбился. Произошло это в Ленинграде, когда он снимался в очередном фильме И. Хейфица — «Дело Румянцева» (ему досталась главная образ — шофера Саши Румянцева). В те дни в городе на Неве гастролировал цирк, в котором работала юная цыганская танцовщица Гитана Леонтенко. Эта барышня так понравилась актеру, что он решил во что бы то ни стало с нею познакомиться. Он стал выяснять, где расположились на время гастролей в Ленинграде циркачи, и как гром среди ясного неба узнал, что живут они в той же гостинице, что и он, — в «Европейской». В ресторане этой гостиницы Баталов и познакомился с Гитаной. Однако вначале их союзу активно мешали родственники девушки — они считали, что Гитана должна встречаться только с цыганом, причем желательно — с циркачом. Молодые не вняли советам родственников девушки, и Баталову открыто пригрозили физической расправой, если он не отстанет от Гитаны. Но он не испугался. Они продолжали встречаться, но о свадьбе покуда не помышляли. Их совместной жизни мешали внешние обстоятельства: из-за постоянных гастролей Гитана в основном жила в гостинице, а Баталов — у родителей на Ордынке.
В 1957 году на экраны вышел кино «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, в котором Баталов хоть и сыграл небольшую по экранному времени образ — Бориса Бороздина, — при всем при том эта образ стала одной из лучших в актерской биографии нашего героя. И в том, что картина стала единственной игровой полнометражной лентой советского производства, получившей в Каннах в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь», была немалая заслуга аккурат Баталова.
Конец 50-х годов для Баталова прошел под знаком его любимого режиссера — И. Хейфица. Тогда он снялся сию минуту в двух его картинах: «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». По словам самого А. Баталова: «Дама с собачкой» была для меня весьма важна как разворот к настоящей актерской работе. Просто в силу того что что я мхатовец. Вырос там, и, конечно, необходимо было сыграть что-то из Чехова. Однако если бы не Хейфиц, тот, что дал мне образ Гурова, за что его шибко осуждали, то не видать бы мне классических ролей как своих ушей».
По словам большинства критиков, претворение в жизнь роли Гурова было большущий принципиальной победой Баталова, заставившей вещать о нем как о зрелом и разностороннем актере.
В 1958 году А. Баталов поставил на «Ленфильме» свою первую самостоятельную работу — кино «Шинель» по Н. Гоголю.
В 1961 году на «Мосфильме» режиссер Михаил Ромм начал к съемкам фильма «Девять дней одного года», рассказывающем о физиках-атомщиках. На одну из главных ролей в нем — молодого ученого Гусева, тот, что получил смертельное облучение (прообразом этого человека был режиссер Владимир Скуйбин, тот, что был неизлечимо болен, и все-таки продолжал снимать фильмы), — должен был пробоваться Баталов. О том, как это происходило, рассказывает автор сценария Д. Храбровицкий: «Я просто завсегда, когда пишу, стараюсь представить себе глаза человека, тот, что будет сниматься. Стараюсь чиркать на актера. И я имел в виду Баталова, которого шибко любил ещё со времен «Дела Румянцева» и за работу в прекрасной картине «Летят журавли». Мечтал о Баталове. Михаил Ильич Ромм видел Гусева вовсе по-другому. Он говорил, что Баталов чрезмерно статичен, что он какой-то заторможенный внешне. «Мне нужен, вы поймите, артист жаркий, этакий, в котором чертяка живет. Вот этакий нужен актер».
А я стоял за Баталова. Но шансы у меня были не весьма велики: Баталов болен. Баталов не может сниматься, Баталову вреден свет. Кроме того, он уже долгое время в Крыму, живет там в Симферополе, лечится в глазной клинике. И все-таки сценарий мы Баталову послали.
Вместоположение письма, вместо ответа Баталов совершил невероятное. Он, заядлый автомобилист, на своем маленьком, ещё первого выпуска «москвичонке», сам за рулем маханул из Симферополя в Москву. Приехал прямо на киностудию «Мосфильм» и сказал: «Я хочу сниматься». Отказать ему было нельзя».
Фильм «Девять дней одного года» вышел на экраны страны в 1962 году и по опросу читателей журнала «Советский экран» был назван лучшим фильмом года. По этому же опросу лучшим актером года в Советском Союзе был назван А. Баталов.
В начале 60-х совсем устроилась и личная существование нашего героя: в 1963 году А. Баталов и Г. Леонтенко поженились. На свадьбу, которая состоялась в комнатке, снимаемой молодоженами на улице Горького, пришло немало гостей: актеры, художники… Не проигнорировали это событие и родители молодых.
В этом браке у них родилась дочь, которой дали красивое имя Мария. В роддоме все любовались новорожденной, таковой она была хорошенькой. Однако врачи почему-то отводили глаза. Оказалось, что у девочки неизлечимая хвороба…
В 1965 году Баталов экранизировал детскую сказку Ю. Олеши «Три толстяка», причем сам сыграл в ней одну из главных ролей — Тибула. Стоит подметить, что эта образ потребовала от актера большого труда: так как Баталов завсегда старался влетать на съемочной площадке без дублеров, ему и в тот самый раз пришлось действовать все самому. Например, в одном из эпизодов его герою нужно было миновать по проволоке, протянутой между домами. На то, чтобы осуществить трюк самому, ему потребовалось обучаться этому год и два месяца!
Фильм «Три толстяка» имел громадный фарт у публики.
В 70-е годы Баталов зачастую выезжал с творческими концертами в глубинку. Иногда там с ним происходили забавные истории. Об одной из них он поведает нам сам: «Я участвовал в днях культуры в какой-то южной республике. Помню, там рос хлопок и паслись овцы. После того как закончились выступления в столице, основной здешний босс, партийный секретарь, предложил мне съездить в глубинку, повстречаться с настоящими тружениками. Поехали. Пять массивных черных машин запылили по степи. Добрались до какого-то стойбища. Собрали людей. Я вышел, преисполненный самоуважения (все же не таковой подлец, не поленился достигнуть до подлинных героев труда), и стал что-то вслух уяснять текст. Замечаю, публика как-то чудно себя ведет- не реагирует на мои слова. Я забеспокоился и в антракте обратился к местным товарищам: что не так? Те замахали руками, мол, все замечательно. Почему же, спрашиваю, зрители настолько безучастны? А они, отвечают мне, по-русски ни слова не понимают… Самое ужасное, что мне и второе отделение отрабатывать пришлось: люди оттого что ждали артиста…»
В 1979 году в творческой судьбе Баталова произошло событие, которое сызнова вовлекло его в подлинный водоворот зрительской любви. Речь, конечно же, идет о роли Гоши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Но расскажем обо всем по порядку.
На образ Гоши пробовались многие популярные актеры, при всем при том ни единственный из них не устраивал по-настоящему режиссера. Вся съемочная группа металась в поисках этого актера, но отыскать никак не могла. И тогда в занятие вмешался эпизод. В единственный из дней В. Меньшов сел к своему телевизору и посмотрел кино «Дорогой мой человек». Роль молодого врача Володи Устименко в нем играл Баталов. Увидев и, главное, вспомнив этого актера, Меньшов неожиданно понял, что аккурат он и будет игрывать образ Гоши. Однако другие участники съемочной группы, узнав, на ком остановил свой отбор режиссер, отнеслись к этому скептически. Все отлично были осведомлены о том, как дотошно отбирает для себя роли тот самый артист. Но рискнуть все-таки решили.
Позднее Баталов так объяснил близкое вывод сняться в этой роли: «Вот Гоша — все как бы с ним понятно: необходимо, чтобы у героини все кончилось недурственно. Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, тот, что уже сотни раз был на экране, — это прочий окончательно мужчина. Выйдет, не выйдет-это второй вопросительный мотив, но это увлекательно работать…»
Фильм «Москва слезам не верит» вышел на экраны страны в 1980 году и в два счета стал фаворитом сезона. Слава этого фильма перешагнула тогда в отдалении за пределы Советского Союза: в 1980 году он был удостоен высшей награды американской Академии киноискусств — премии «Оскар». Как вспоминает сам А. Баталов: «По Москве длительно ходили упорные слухи, что это провокация. Не могли уверовать, что американцы дадут «Оскара» не экранизации Достоевского или Пастернака, а классическому советскому фильму. Потом мне рассказывали, что тогда в Лос-Анджелесе за наградой вышел под смех зала уполномоченный друг в наглухо застегнутом пиджаке…»
На волне успеха от этого фильма Баталов полностью мог сделать свежеиспеченный рывок в своем актерском творчестве, так как предложения сниматься стали тогда поступать к нему одно за другим. Однако он этим шансом сознательно не воспользовался. Единственное изъятие он сделал для режиссера Дмитрия Светозарова, согласившись сняться в роли директора конструкторского бюро в картине «Скорость». Возможно, что это согласие было связано с тем, что кино рассказывал о гонщиках, а свой герой, как известно, неизменно был заядлым автомобилистом.
«Скорость» стала последней картиной Баталова, так как в последующие 15 лет он больше нигде не снимался.
Он до сих пор так и преподает во ВГИКе (является там деканом) и пользуется посреди студентов огромным авторитетом. Написал две книги: «Судьба и ремесло» и «Диалоги в антракте». Одно время его зазвали на тв, где он сообщал… прогноз погоды. Затем предложили новости одну из новых передач. Сначала он согласился, при всем при том после этого передумал участвовать в этом проекте. Передача была прямо коммерческой, а вкалывать только за монеты А. Баталов не может. Он более того в рекламе снялся только потому что, что там шла речь о лечении инвалидов детства. Как мы помним, его младшая дочка Маша также солидно больна. Рассказывает А. Баталов: «Травма невероятной степени сложности. Машка произвольный день насквозь мокрая от пота: по три-четыре часа занимается, тренирует руки, ноги… Тут одной операцией ничего не решишь.
Машка прочитала значительно больше, чем я. Занимается французским языком, хотя ей нелегко изрекать. Я основательно говорю: ни разу «Божественную комедию» не дочитал до конца. А Машка прочла и Библию, и Евангелие. Она самая последовательная из нас. В ней нет суеты. В церковь я вожу ее нечасто. Это произвольный раз серьезное событие. Настоящий выезд. Вообще если что и держит меня в этом месте, то это Машка, оттого что мне нужно всеми силами ей подсоблять. Бог знает из каких ситуаций я выходил живым… Я всем на свете болел, попадал в аварии, разбивался на съемках. Такие случаи врачи как правило называют чудом. Я нетрудно знаю, что есть у меня занятие настоящее, не то что бельведер пристроить…»
Летом 1994 года на фестивале «Созвездие» Баталов был отмечай призом «За немалый вклад в киноискусство». «Я был весьма этому рад, в силу того что что признание своих — это вовсе другое, нежели признание публики. Это также то, без чего артист не может быть. И когда я увидел, что люди, сидевшие в зале, — актеры, режиссеры, там не было случайных людей, — так ко мне относятся, это была огромная веселье…
Как я сегодня живу? Недавно я вел особый вектор движения в Канаде, мы занимались Чеховым, «Тремя сестрами». Все, на мой воззрение, прошло без затей превосходно. До этого со мной уже имели занятие рядом двадцати шибко солидных учебных заведений Америки. А дома?.. Вот в текущее время лежат три сценария, не сильно интересные, потому что что похожи единственный на прочий.
Свободные дни выпадают у меня шибко нечасто. В такие дни я типично ничего не делаю. А если расположение плохое или нервничаю, начинаю что-нибудь руками работать. Я ибо и механиком был, машину могу справить и разобрать. Рисовал. Строгал…
Сейчас существовать значительно интереснее, чем когда бы то ни было. Огромное число новых книг, сведений, событий. Создается другая бытие… Мне сильно нравится, что рухнула эта бредовая коммунистическая организация. Туча прошла…
Надо дожить до старости, чтобы раскумекать, как все тонко и взаимосвязано около. Нельзя медлить с помощью, откладывать. Порой нужно так негусто, чтобы свершилось невероятное. Самое главное совершается всю дорогу на уровне человеческом, а не глобально-государственно-космическом.
Я всякий день должен произвести что-то конкретное, чтобы, придя домой, безмятежно присесть в кресло и хлебнуть свой чай…»
Биография #2 Алексей Владимирович Баталов
В 1950 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С.К.Блинникова и В.Я.Станицына). После окончания Школы-студии был призван в армию, служил в ЦТСА.
В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ им. М. Горького.
В 1957-1975 годах — артист и режиссер киностудии «Ленфильм».
С 1975 года — педагог ВГИКа, профессор (1979).
Народный артист СССР (1976).