Биография Александр Онисимович Аблесимов
Карьера: Поэт
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии.
Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в ранге прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. снова поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. еще раз оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в здоровенный бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова , которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил в первый раз в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале «Трудолюбивая Пчела» элегией: «Сокрылися мои дражайшие утехи». Поместив в этом журнале ещё немного мелких эпиграмм, А. продолжительно не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их «Сказками» и посвятив гр. А.П. Шувалову . В «Сказках» в сильной степени обнаруживается воздействие Сумарокова. В 1769 — 70 годах А. сотрудничал в «Трутне» Новикова , где поместил немного сатирических произведений — «Былей», без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: «Подьяческая пирушка». Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни определить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и манускрипт ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. разом делается весьма популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А. комическая опера — «Мельник, чародей, обманщик и сват», поставленная начальный раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. «Мельник» имел огромный счастливый момент, вечно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный в первый раз в Москве, в 1782 году, «Мельник» появился в 1783 году в «Росс. Феатре» и выдержал непочатый край изданий (последнее — М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом «Мельника», А. вдогон за ним написал ещё две комические оперы: «Счастье по жребию» (М., 1780) и «Поход с непременных квартир». Первая несоизмеримо слабее «Мельника», второй манускрипт утрачена. «Счастье по жребию» не имело никакого успеха, и его не удалось определить на сцене. «Поход с непременных квартир» был поставлен на сцене, и, по свидетельству «Драматического Словаря» 1787 года, пьеса «была достаточно что надо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе в деталях все солдатские нужды, как искусившийся в этот части». В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом «Странники», написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать махонький сатирический еженедельный журнал — «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому работать нечего». А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его без малого одними своими произведениями. «Рассказчик» успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего единственный год. А. — по преимуществу сатирик, но достаточно крупной его заслугой является только «Мельник», где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции. Иногда достаточно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. — «Сказки» и «Были» — по своему достоинству выше последующих. Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную занятие в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму в особенности ослепительно вылилось в «Мельнике»: в этом месте изображен крестьянский быт, народные нравы, введен всенародный язык, немало места уделено народной песне. В «Мельнике», и все-таки, немало и подражательности. Многие исследователи
отрицают воздействие иностранных образцов на «Мельника» на том основании, что А. не знал иностранных языков; но, вне сомнения, на этом произведении сказывается достаточно ослепительно воздействие французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле «Мельника» с «Le Devin du village» Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления «Мельника». Французская комическая опера рисовала народонаселение и народную существование в здорово разукрашенном виде. То же самое нужно вымолвить и о русской комической опере, не исключая и «Мельника». Тем не менее, комические оперы нанесли обстоятельный потрясение ложно-классицизму, и в этом видную образ сыграл «Мельник», совместно с «Деревенским праздником» В. Майкова , «Несчастьем от кареты» и «Сбитеньщиком» Княжнина , «Анютой» Попова , «Розальтом и Любимой» Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и кое-как. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым в первом томе его «Русской Поэзии».