Биография Юрий Васильевич Яковлев
Карьера: Актер
Дата рождения: 25 апреля 1928, знак зодиака телец
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
Юрий Яковлев — известный советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР, Заслуженный артист РСФСР. Родился 25 апреля 1928 года. Дебют Юрия Яковлева в кино состоялся в 1953 году со съемок в фильме под названием «Великий воин Албании Скандербег». На сегодняшний день фильмография актера насчитывает 73 художественных фильма и 18 ролей на телевидении. Помимо этого, Юрий Яковлев является актером Академического театра им. Вахтангова.
Родился в Москве 25 апреля 1928 г. Мать — Ольга Михайловна Иванова, родилась в г. Таганроге. Отец — Василий Васильевич Яковлев, юрист, родился в г. Воронеже. Жена — Ирина Леонидовна Сергеева. Дети: Елена (1961 г.рожд.), Алексей (1961 г.рожд.), Антон, 1969 (г.рожд.).
Учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. 1948 — 1952 — годы учебы в Театральном училище им. Б.В. Щукина. После его окончания пришел на работу в Государственный академический театр им. Евг.Вахтангова.
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, гротескной, виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака «Горя дрейфить — счастья не видать». Эта служба стала как бы эскизом к театральному шедевру — спектаклю «Дамы и гусары». Тридцатилетний артист сыграл старого майора в отставке с таким комедийным блеском и таковой трогательной наивностью, что моментально полюбился зрителям и спектакль продержался в репертуаре больше двадцати лет, что более того для стационарного театра явление неординарное.
В этом же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей — Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. В это время уже стало ясно, что в труппе театра творит артист невероятных, безграничных возможностей.
60-80-е годы — звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, различные.
Если в эти дни это пожилой человек Панталоне — очаровательный, наивный, уморительный, в легендарной сказке «Принцесса Турандот», которая позволяет пользоваться большим количеством приспособлений, то завтра Яковлев выходит на сцену в роли Антона Чехова в документальной драме Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье». При аскетизме внешних средств полное внутреннее перевоплощение и артист создает нрав, адекватный великому русскому писателю.
Венчает галерею Яковлевских персонажей конца 60-х герой комедии А. Островского «На всякого мудреца достаточно простоты» Глумов. Вот уж, где во всем блеске проявился гений Яковлева — лицедея. В одном образе артист создает вместе с тем немного характеров: то робкий, застенчивый юноша с Мамаевым, то почтительно — послушный чиновник с Крутицким, то угрожающий обличитель государственной машины с Городулиным и, в конце концов, сущий Глумов, выдающийся авантюрист, обвинивший среда, отвергшее его в ханжестве и лицемерии, и сумевший остаться победителем.
В 1975 году в спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича «Господа Глембаи» Яковлев ещё раз поражает зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, без малого на грани нервного срыва, но природное ощущение стиля и полный привкус не позволили артисту перейти эту граница.
В 1983 режиссер Р.Виктюк, как бы полемизируя со знаменитым мхатовским спектаклем, ставит на сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого «Анна Каренина». И Каренин у Яковлева, в свое время всего, мужчина, любящий, страдающий, мучающийся, в борении с собой приходящий к религиозной идее Толстого о всепрощении.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их больше семидесяти, посреди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» — диковинный персонаж, живущий в мире своих фантазий, не стремящийся ретироваться в истинный мир, таинственный Казанова («Три возраста Казановы»), сверкающий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически — выдающийся Прокофьев («Уроки мастера»).
Последняя по времени образ — Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые». Яковлевский персонаж — очаровательный столичный барин; ласково и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности звук Юрия Яковлева.
Право зваться и сделаться подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Ю.Яковлев начал сниматься с 1956 года, сыграв образ Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала образ поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето». В одно момент начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное ощущение свободы, природное обаяние и необычайный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную бытие, стали ее неотъемлемой частью. Такими оказались: поручик Ржевский из «Гусарской баллады» (1962 г.), Стива Облонский из экранизации романа Л. Толстого «Анна Каренина» (1968 г.), сочинитель Потапенко из картины «Сюжет для небольшого рассказа» (1970 г., СССР-Франция), Иван Васильевич из одноименной комедии Л.Гайдая (1973 г.), Ипполит из «Иронии судьбы» (1975 г.), Брюханов из дилогии «Любовь земная» (1975 г.) и «Судьба» (1978 г.), Девятов из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1980 г.). Экран приблизил к огромной аудитории изумительный гений выдающегося артиста Юрия Яковлева.
Но одна образ стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы зайти в когорту бессмертных — князь Мышкин из экранизации И.Пырьевым романа Ф.Достоевского «Идиот» (1958 г.). Яковлевские вопрошающие, проникающие, прощающие глаза насовсем врезались в память многомиллионных зрителей.
Ю.В.Яковлев снялся ещё в фильмах «Ветер» (1959 г.), «Человек ниоткуда» (1961 г.), «Выстрел» (1967 г.), «Крах» (1969 г.), «Король-Олень» (1970 г.), «Юлия Вревская» (1978 г.), «Идеальный муж» (1981 г.), «Карнавал» (1982 г.) и многих других.
Ю.В.Яковлев — Народный артист СССР, кавалер Орденов Ленина (1988 г.), Трудового Красного Знамени (1978 г.), «За заслуги перед отечеством» III степени (1996 г.).
Юрий Яковлев удостоен Государственной премии РСФСР в области театрального искусства — премии им.К.Станиславского за спектакль «На всякого мудреца достаточно простоты» А.Н.Островского (1970 г.), Государственной премии СССР за кинодилогию «Любовь земная» и «Судьба» (1979 г.), Государственной премии России за спектакль «Без вины виноватые» (1994 г.), премии «Хрустальная Турандот» (1998 г.) и премии Деловых кругов «Кумир» за высокое служение искусству (1999 г.). Как победитель конкурса-смотра «Золотые маски» он награжден знаком «Серебряная маска» за лучшее осуществление мужеский роли (Сальвадор Альенде, «Неоконченный диалог», 1976 г.), а кроме того Золотой медалью им. А.П.Довженко за кино «Судьба» (1978 г.).
В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книжка Ю.В. Яковлева «Альбом судьбы моей».
Юрий Васильевич любит уяснять текст русских классиков, в особенности — А.П. Чехова, предпочитает классическую музыку, крайне любит и что надо знает старую Москву. С удовольствием собирает грибы. Любит спорт: хоккей, футбол, гимнастику, фигурное катание.
Живет и работает в г.Москве.