Юрий Анненков биография Yury Annenkov: Юрий Анненков биография Yury Annenkov

Нет фото
Нет фото

Биография Юрий Павлович Анненков Yury Annenkov

Карьера: Художник
Дата рождения: 23 июля 1889, знак зодиака лев
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи (Адам и Ева, 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма.
АННЕНКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1889–1974), российский художник, участник театра и кино, литератор, выдающийся агент русско-французского модерна и авангарда. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным – в казахстанском Петропавловске) 11 (23) июля 1889 в семье народовольца П.С.Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семейство вернулась в Петербург. Посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908–1910); занимался ещё в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909–1911) и парижских мастерских М.Дени и Ф.Валлотона.
С 1913 – еще раз в Петербурге. Оттачивал свой остроумный и динамичный графический манера в журнальных рисунках (для «Сатирикона», «Театра и искусства», «Лукоморья» и других изданий). Смог органично объединить в своих произведениях, в том числе в живописи (Адам и Ева, 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Вошел в цифра видных деятелей нового русского театра – раньше всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н.Н.Евреинова, где он оформил без малого все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (осуществил и иллюстрации к книге Евреинова Театр для себя, 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли (Гимн освобожденному труду и Взятие Зимнего дворца; оба – 1920). Опубликовал статьи Ритмические декорации (1919) и Театр до конца (1921), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, – и осуществил тот самый проект в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле Газ Г.Кайзера, 1922; и Бунт машин А.Н.Толстого, 1924).
Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип «эстетского», очень броского графического портрета, многие из этих рисунков (А.А.Ахматова, М.Горький, Е.И.Замятин, Б.Л.Пастернак, В.Ф.Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. В 1917–1922 году зарисовал с натуры А.Ф.Керенского, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева и строй других политических деятелей. Выпустил альбомы Портреты (1922) и 17 портретов (1926); без малого весь тираж последнего был – из-за наличия в нем «врагов народа» – уничтожен. Его живописный портрет Л.Д.Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением «сверхчеловечески»-героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к Двенадцати А.А.Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы. Массу переизданий выдержал украшенный им Мойдодыр К.И.Чуковского (1923).
Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему непочатый край работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж.Баланчиным, Н.Ф.Балиевым, Ф.Ф.Комиссаржевским, С.М.Лифарем, Л.Ф.Мясиным, Б.Ф.Нижинской, М.А.Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер вместе с тем, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941–1957), а ещё в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы больше чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А.Оцепа, Кристиан-Жака, М.Офюльса, Р.Сьодмака. За кино Мадам де… Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им кино об А.Модильяни – Монпарнас, 19 Ж.Беккера (1957). В 1945–1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый садик Г.Хильперта по А.П.Чехову, 1959, и др.).
Как сочинитель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); следом выпустил (под псевдонимом «Б.Темирязев») Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал немало статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а кроме того (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера – Л., 1991), – пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.
Умер Анненков в Париже 12 июля 1974.

Author: maksim5o

Добавить комментарий